0
1214
Газета Политика Интернет-версия

20.11.2001 00:00:00

Призрак вышел из пустыни

Евгений Сатановский

Об авторе: Евгений Янович Сатановский - президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока.

Тэги: саудовская, аравия, отношения, мир


"Нам нечего искать призрак коммунизма в песках Аравийской пустыни┘"
Иосиф Сталин, по воспоминаниям современников

"┘Защита Саудовской Аравии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов".
Франклин Делано Рузвельт, из письма в конгресс США, 1943 г.

Война с терроризмом в разгаре┘ В "черном списке" официального Вашингтона сегодня несколько уровней. На первом из них - враг абстрактный: международный терроризм, война с которым должна вестись до победы. На втором уровне - конкретный: организация "Аль-Каида" и талибский Афганистан, организационная и геополитическая база бен Ладена. На третьем - страны, на территории которых есть базы его организации. На четвертом - страны-изгои, которые скорее всего не связаны ни с бен Ладеном, ни с сентябрьским терактом, но отношения с которыми могут быть в соответствии с ситуацией американцами либо исправлены с включением этих стран в орбиту геополитического влияния США, либо доведены до логического конца (как отношений, так и этих стран).

Как кажется, администрация Буша, с одной стороны, не слишком уверена в том, против кого и какими методами ей следует воевать, с другой - решает или пытается решить, пользуясь моментом, ряд старых внешнеполитических и внешнеэкономических проблем. Ничего нового┘ если б не настойчивое ощущение, что события развиваются по хорошо прописанному сценарию, причем отнюдь не американскому.

Вопрос "Кто виноват в 11 сентября?" по-прежнему актуален. Политкорректность требует считать жертвами самих террористов. Но на самом ли деле терроризм - это "дубина народной войны", направляемая "революционной волей масс"? Его лидеры - люди образованные, состоятельные и амбициозные. Революции и войны, включая мировые, как правило, следствие комплекса чьей-то неполноценности и неумения получить желаемое цивилизованным способом. Для того чтобы найти ответ на вопрос, кто стоит за терактами в США, достаточно оценить, кому в наибольшей степени выгодна ситуация и ее возможное развитие по намечающимся сценариям.

Образующийся в итоге несложного анализа вектор парадоксальным образом указывает не на Иран, Ирак или Ливию - многолетних образцово-показательных врагов США, а на ее регионального союзника и делового партнера - Саудовскую Аравию. Не станем ссылаться на лежащие на поверхности факты прямого финансирования мирового исламистского террора с ее территории и происхождения ряда лидеров террористов до бен Ладена включительно. Рассмотрим, что выигрывает и что теряет после 11 сентября королевство, переживающее острый кризис.

Отношения Саудовской Аравии с внешним миром - вопрос особый. Морально-этические системы современного мира и Саудовской Аравии разделяет дистанция в несколько веков, даже рабство в королевстве официально было запрещено лишь в 1962 году. До той поры пока с внешним миром сталкивались лишь представители саудовского истеблишмента, а привлекаемые оттуда специалисты были надежно изолированы, угроза вестернизации была минимальной.

Однако в начале 90-х годов королевство оказалось вынуждено разместить на своей территории тысячи "неверных", являющихся по сей день единственной защитой страны от внешней агрессии. Дом Саудов имеет все основания опасаться всех соседних государств, за исключением "малых монархий" Персидского залива. Претензии иракского лидера Саддама Хусейна на региональную гегемонию - наиболее явная угроза для Саудовской Аравии. При этом Ирак представляет группу светских арабских стран, сам государственный строй которых несет угрозу модернизации изнутри. Пограничные споры Саудовской Аравии с Йеменом и Оманом урегулированы, однако бедный ресурсами трайбалистский Йемен по-прежнему опасен для королевства. Иран соперничает с Саудовской Аравией за первенство в исламском мире. Турция расценивается в Эр-Рияде как следующий после Израиля враг арабов┘ С точки зрения саудовского истеблишмента, во многом оправданной, страна окружена врагами.

Не лучше обстоит дело в королевстве и с социальным миром, не говоря уже о единстве элиты. Противоборство семейных группировок в ее составе напоминает фразу Черчилля о борьбе бульдогов под ковром. "Умиротворенные" Ибн Саудом племена ничего не забыли и не простили. Верхушка элиты королевства, сравнимая по возрасту и геронтологическим проблемам с отечественным политбюро начала 80-х годов, помнит, что Саудовская Аравия "сшита" силой из разнородных территорий, и полагает, что отделение богатой нефтью Восточной провинции с опорой на американо-британские силы более чем реально. Социальный мир в королевстве держится на перераспределении под контролем правящей семьи доходов от экспорта нефти. Однако в 90-х годах валютные резервы страны сократились в несколько раз, значительная часть вложений оказалась нерентабельной, ресурсы социальных выплат уменьшились, а абсолютная величина возросла пропорционально увеличению численности населения.

До той поры пока амбиции саудовских лидеров ограничивались Аравийским полуостровом, арабским или даже исламским миром, это была их проблема. Как кажется, сегодня они приобрели столь глобальные масштабы, что это уже проблема всего мира, тем более что королевство проводит активную внешнюю политику. Она включает: поддержку в мировом масштабе военно-политических группировок, исповедующих принципы джихада; создание международной сети ваххабитского ислама с вытеснением конкурирующих течений (в том числе местного духовенства); активизацию противостояния с немусульманами на периферии исламского мира и т.д. Саудовский истеблишмент формирует "под себя" исламский мир, в первую очередь его беднейшую часть, а также мусульманскую диаспору с тем, чтобы использовать ее в качестве "рычага, который может перевернуть мир", в собственных интересах.

Если посмотреть на происходящее под этим углом - многое становится ясным. Деятельность "Аль-Каиды" и аналогичных ей группировок позволяет на практике опробовать теорию джихада в ХХI веке и формирует его ударную силу - "исламистский иностранный легион". Удар террористов по США втягивает их в противоборство с исламским миром в наиболее опасной для исхода этого противоборства афгано-пакистанской зоне.

То же самое относится к возможным действиям против террористов на территории Алжира, Египта, Судана, Филиппин или Индонезии, еще глубже втягивающим США в конфликт с третьим миром в целом и исламской его составляющей в частности. Эскалация палестино-израильского конфликта ослабляет враждующие стороны, вбивает клин между Израилем и странами Запада и может спровоцировать региональную войну, при том что Саудовская Аравия - единственная из соседей Израиля практически наверняка останется в стороне от нее. Строго говоря, чем более затяжным, многоуровневым и многосторонним будет разворачивающийся в регионе конфликт, чем более ослабленными выйдут из него все соседи и соперники Саудовской Аравии, а также ее западные союзники, тем лучше для королевства, которое может стать мишенью антитеррористической коалиции в последнюю очередь.

Усама бен Ладен - идеальный символ для операции возмездия, главнокомандующий "международного террористического интернационала", но отнюдь не более того. Полагать, что война с международным терроризмом - это война с ним и его организацией, то же самое, что объявлять Вторую мировую войну законченной с момента пленения Паулюса или разгрома Роммеля. Трудно сказать, в какой мере госдепартамент США будет готов осознать взаимосвязь отдельных событий, происходящих в мире на протяжении двух последних десятилетий, понять, что речь идет о появлении в "большой игре" нового игрока, делающего ставку на глобальный передел мира, и представить себе, что у этого игрока может хватить ресурсов для успешного выполнения поставленной задачи и его тактика может оказаться успешной. Еще труднее предположить, сможет ли поступиться администрация президента Буша конкретными интересами нефтяного лобби во имя идеи сохранения современной цивилизации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2359
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3027
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2260
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4001

Другие новости