Вторая часть переговоров президентов России и США проходила на ранчо Джорджа Буша "Прэри Чэпл". Идеей фикс американского президента было показать Владимиру Путину каньоны. Еще летом он говорил, что именно желание прогуляться "по особенным местам "Прэри Чэпл" и стало причиной столь необычного в отношении лидеров других государств приглашения посетить личные владения Буша.
"Прери-Чэпл" находится в настоящей глуши. В ближайшем к нему поселке Кроуфорде, который президенты собирались посетить в четверг, живут всего 650 человек, и там нет даже гостиницы. Само ранчо - это довольно скромный одноэтажный дом, где президент США бывает даже чаще, чем Владимир Путин в сочинском Бочаровом Ручье, а с некоторых пор Буш полюбил проводить там совещания, приглашая политиков. И с Владимиром Путиным помимо прогулок, к которым не особо располагал дождь (в среду президентам так и не удалось насладиться каньонами), Джордж Буш говорил о вещах, далеких от отдыха: о региональных конфликтах, о послевоенном устройстве Афганистана и прежде всего о том, в чем согласия пока так и нет, - о Договоре по ПРО от 1972 года.
Сначала Буш и Путин говорили один на один, а потом - за ужином - к ним присоединились и члены официальной делегации: Приходько, Рушайло, Медведев, Иванов. Впрочем, судя по рассказам участников, политику, явно не способствующую улучшению аппетита, за едой не трогали, предпочтя ей торгово-экономическое сотрудничество, а также схемы по укреплению доверия, о котором так заботятся обе стороны. Заодно отпраздновали день рождения Кондолизы Райс. Правда, поздравляли ее согласно американским традициям - под "happy birthday to you". Но прежде чем отправиться на ранчо к Бушу, который встречал гостей почти как настоящий рейнджер - на джипе и в ковбойской шляпе, - Владимир Путин побывал в Хьюстоне, где встретился с его отцом, бывшим президентом США. Представлявший Джорджа Буша-старшего Джеймс Беккер привел довольно двусмысленную американскую пословицу о желуде, падающем недалеко от дуба. "Это и есть тот дуб", - сказал о Буше-старшем Беккер. Владимир Путин, в свою очередь, рассказал о русском аналоге этой пословицы "Яблоко от яблони недалеко падает". Впрочем, Буш-старший на подобные вольности не обиделся. Происходило все это в Университете Райса, где российский президент встречался с деловой элитой Техаса.
Экономика, как выяснилось, бизнесменов волновала куда меньше, чем политика, и Путину пришлось повторять все то, что он уже неоднократно говорил, в том числе и во время своего визита в США. По Афганистану российский президент фактически повторил совместное заявление, принятое накануне. Россия и Америка будут работать с "Северным альянсом", никаких талибов в будущем правительстве Афганистана не будет, но все этнические группы примут участие в формировании органов власти.
Взаимодействовать или нет с НАТО - такого вопроса, по словам Путина, для России не стоит. Поменявшиеся угрозы, наоборот, ведут к более тесному, вплоть до принятия совместных решений, сотрудничеству. Тему же ПРО российский президент тактично свел к уменьшению численности боеголовок, напомнив тем не менее об ужасах ядерной войны. В общем, политики было так много, что вопрос о земельной реформе прозвучал почти неуместно. Впрочем, Путин нарисовал довольно развернутую картину того, как он видит российскую экономику: снижение налогов до невиданного пока американцами уровня, постепенное разбюрокрачивание экономики с последующим введением регистрации фирм через "одно окно", рост банковского сектора и увеличение интереса к российскому рынку. Позицию России по отношению к ВТО российский президент охарактеризовал словами из совместного заявления двух президентов об отношениях в экономической сфере: "Мы будем добиваться стандартных условий вступления России в ВТО". Причем это вступление должно произойти в сжатые сроки.
Сотрудничество двух стран не может считаться полноценным, если достигнуты договоренности только в политике, а с экономической точки зрения все осталось без изменений. Одной из главных проблем осуществления конкретных крупных российско-американских проектов является отсутствие у России статуса страны с рыночной экономикой. Это важно не только в плане признания государства "равным", но, к примеру, дает определенную защиту от разного рода антидемпинговых разбирательств. В то же время присвоение России статуса страны с рыночной экономикой, которое может произойти, по мнению экспертов, уже в 2002 году, способно создать и проблемы тем государствам, которые не являются членами ВТО. А к 2002 году Россия уж точно к Всемирной торговой организации не присоединится.
Дело в том, что в отношении стран с рыночной экономикой, занимающихся поставками в США, может быть применен закон об экспортном субсидировании, попросту способный разорить страну, например, на субсидировании разницы в ценах на энергоносители внутри государства и мировых. Членство же в ВТО дает судебную защиту от применения этого закона. И, возможно, решения, как России торговать с Америкой, избегая эти сложности, будут отражены в "Плане совместных действий России и США", который был согласован в дополнение к уже принятым заявлениям. В противном случае в 2002 году, когда наша страна скорее всего получит статус государства с рыночной экономикой, можно будет при желании остановить весь наш экспорт в Америку. Одним из предложений бизнеса было принятие специального декрета американского президента, устанавливающего правила торговли между Россией и США на "переходный период" от страны с рыночной экономикой к государству - члену ВТО.
Другая проблема - суверенный рейтинг России. По шкале ОЭСР наша страна находится в шестой, предпоследней, группе. У стран с такими показателями возникают сложности с импортом. Эксимбанк США, как правило, не горит желанием выступать гарантом в сделках, а вслед за ним от импортирования отказываются и американские компании. Самоощущение же России никак не совпадает с оценками тех, кто высчитывает рейтинги. По мнению российских экспертов, наша страна заслуживает четвертой-пятой группы. Не исключено, что в "Плане" будет отражен и этот вопрос.
Впрочем, в российско-американском хозяйстве есть и другие вопросы, которые пока неизвестно как будут решаться. За десять лет было заключено множество экономических соглашений, часть которых, как, например, соглашение о защите инвестиций, до сих пор не ратифицирована, а часть устарела. Однако сказать, что кто-то готов хотя бы провести инвентаризацию "десятилетнего наследия", нельзя. Прежний механизм - в рамках комиссии Гор-Черномырдин худо-бедно, но как-то действовал. Однако в США наотрез отказываются создавать какие бы то ни было совместные группы или комиссии. Ведь в свое время предвыборная кампания Буша была построена именно на "страшных разоблачениях коррумпированных демократов, связанных с коррумпированной же Россией". Видимо, место комиссий или групп типа Гор-Черномырдин займет российско-американский деловой диалог, представляющий собой скорее клуб по интересам бизнеса двух стран.
Техас