ЗАВЕРШИВ свой первый официальный визит в Армению, президент России Владимир Путин в Кремль не вернулся. Глава государства вместе с женой отправился в Сочи, в свою резиденцию Бочаров Ручей, где он планирует провести три-четыре дня. Как известно, каждый свой отдых президент использует для активных консультаций, а не просто для "работы с документами". Как правило, после таких краткосрочных сочинских "отпусков" Владимир Путин принимает определенные решения стратегического характера.
Разумеется, нынешний внезапный и незапланированный тайм-аут не является отпуском даже в дипломатическом смысле слова. Резонно предположить, что именно сейчас глава государства занят выработкой конкретных шагов со стороны России, о которых будет объявлено в самое ближайшее время. Ведь сегодня для всего мира наступил критический момент - крупнейшей ядерной державой планеты уже объявлена война. Одно только это требует от руководства страны решительных и в то же время максимально осторожных действий. Тем более что Россия и Соединенные Штаты Америки, по словам политологов, уже оказались в виртуальном политическом союзе.
По сведениям "НГ", в воскресенье Владимир Путин провел длительные и серьезные консультации с российскими силовиками. На очереди - аналогичные консультации с партнерами из стран СНГ по выработке единой позиции. По всей вероятности, именно этим и будет занят президент в ближайшие дни. Косвенно это подтверждает тот факт, что глава Совета безопасности России Владимир Рушайло вчера вылетел в Казахстан, где он проведет ряд встреч с руководством республики и со своими казахскими коллегами. По всей вероятности, Рушайло посетит все государства СНГ Среднеазиатского региона. Переговоры Владимира Путина с президентами стран Содружества, очевидно, пройдут по телефону, но не исключено, что с некоторыми из них потребуется и личная встреча. Вполне возможно, что в Бочаров Ручей не сегодня завтра могут прибыть и главы российских силовых ведомств, с кем президенту потребуется дополнительная встреча с глазу на глаз.
Как цивилизованная страна, к тому же имеющая свой особый счет к международному терроризму, Россия обязана выступить на стороне мирового сообщества. Американцев, кажется, не устраивает дипломатическая и политическая поддержка, они ждут более серьезного, в том числе и военного участия в конфликте, используя привычную, но весьма опасную в данной ситуации формулу, "кто не с нами, тот против нас". В то же время даже их партнеры по НАТО занимают пока неоднозначную позицию. Проблема состоит в том, что нам, несомненно, необходимо занять прозападную, но не проамериканскую позицию, и вряд ли стоит обвинять Россию в излишней медлительности и "неадекватности".
Президенту России придется решать самую сложную на сегодняшний день задачу: определить четкое место нашей страны и степень ее участия в войне против терроризма. Пока можно определенно сказать лишь о готовности спецслужб к тесному взаимодействию, но о предоставлении военных баз и территорий страны для ведения американцами военных действий против того же Афганистана речи не идет. Не исключено, впрочем, что после возвращения Владимира Путина из Сочи последуют и другие шаги в этом направлении.