ДЛЯ РЕШЕНИЯ проблемы выплат бывшим узникам фашистских лагерей остается слишком мало времени - 31 августа первым десяти тысячам российских стариков, дожившим до этого "светлого дня", должны выплатить по 15 тысяч компенсационных дойчмарок. Или не выплатить, потому что действующее законодательство не предусматривает подобных выплат без взимания 35-процентного социального налога при условии, если между плательщиком и получателем существует некий посредник. В данном случае в качестве посредника между немецким фондом "Память, ответственность и будущее" и Сбербанком России, через который и будут осуществляться эти выплаты, выступает российский благотворительный фонд "Взаимопонимание и примирение".
Если бы деньги поступали сразу в Сбербанк, никакого вопроса о налоге и вовсе не возникло бы. Нет посредника - нет проблемы. Но, вероятно, немцы не склонны были доверять в этом деле государственному банку, каким является Сбербанк, поэтому и прибегли к помощи негосударственного и некоммерческого фонда, председателем наблюдательного совета которого является Людмила Нарусова. Точно такой же национальный фонд уже начал выплачивать компенсации жертвам нацистских преследований на Украине, и никакого недоразумения по поводу налогообложения там не было. Более того, кабинет министров Украины по представлению Национального банка назначил трех доверенных, которые сегодня непосредственно занимаются выплатами - Проминвестбанк, Ощадбанк и Брокбизнесбанк.
Ничто не предвещало скандала и в России, поскольку, во-первых, немецкий фонд не является резидентом РФ, никаких трудовых соглашений между германской и российской сторонами заключено не было и эти выплаты налогом не облагаются. Во-вторых, эти компенсации идут по международному соглашению, подписанному Россией с Германией и Австрией, что тоже не подпадает под налогообложение. То есть денежные выплаты жертвам нацизма и так укладывались в рамки российского законодательства как безналоговые, и никаких дополнительных гарантий от российского правительства здесь в общем-то не требовалось. Тем более что и немецкая сторона была уведомлена о том, что российские старики получат всю компенсацию без вычетов. Однако заявление, сделанное Людмилой Нарусовой о возможном покушении налоговиков на "святые деньги стариков", вопреки закону и здравому смыслу заставило многих в очередной раз усомниться в честности и гуманности государства. Приключился скандал, в орбиту которого были втянуты вице-премьеры Валентина Матвиенко и Илья Клебанов, которые, по словам Людмилы Нарусовой, тоже весьма озаботились этой проблемой и "отнеслись к ней с большим пониманием", министр финансов Алексей Кудрин, который выразил надежду, что этот вопрос будет решен положительно и никакого налога не будет, и даже сам премьер-министр Михаил Касьянов, который, по мнению Нарусовой, должен лично разрешить возникшую ситуацию.
На самом деле никакой особой ситуации нет. Скандал возник на ровном месте, и комментарий налогового подкомитета бюджетного комитета Госдумы, подливший масла в огонь, не имел отношения к конкретной ситуации с компенсационными выплатами бывшим узникам фашизма. В этом комментарии речь шла о том, что никакими постановлениями правительства, на чем, в частности, сейчас настаивает Людмила Нарусова, регулировать сферу налоговых правоотношений нельзя. Любое постановление правительства будет незаконным. Кабинет министров может только сформулировать поправки в закон и внести их в Госдуму. И депутаты, как пояснили корреспонденту "НГ" в самом подкомитете, могут пойти навстречу правительству и решить вопрос в самый короткий срок, буквально в три дня. При острой необходимости изменить законодательство в части налогообложения даже Министерство по налогам и сборам пойдет навстречу и "закроет глаза". Но ведь в данном случае ничего этого не требуется. Никто и не собирался облагать германские деньги, предназначенные для российских стариков, социальным налогом. И правительство едва не оказалось в довольно глупом положении, попытавшись чуть ли не нарушить закон. В это тоже как-то не верится, что Нарусова своим заявлением просто подстраховалась на всякий случай, а журналисты раздули из этого целый скандал. Логично было бы предположить, что какие-то разговоры по поводу возможного налогообложения все-таки велись. Потому что благотворительные организации в России тоже обязаны платить определенную сумму государству, если они действуют через посредника и занимаются в том числе коммерческой деятельностью.
По словам источника в бюджетном комитете Госдумы, была некоторая проблема по поводу выплаты налогов с фондом Сороса, который тоже занимается благотворительностью и тоже через посредника - Российское открытое общество. МНС трактовало эту деятельность как выплаты по трудовому соглашению и настаивало на налогообложении. Тогда, как известно, Сорос частично приостановил свою гуманитарную помощь нашей стране. Подпадает ли под это правило фонд "Взаимопонимание и примирение", неясно, но, судя по волнению Людмилы Нарусовой, можно предположить, что речь идет и о коммерции. Тогда надо четко разделить на будущее, где - голая благотворительность, а где - коммерция. Кстати, что касается германских выплат, то это не то и не другое. Это репарации, которые Германия выплачивает уже в течение 50 лет. За это время бывшим жертвам нацизма по всему миру было выплачено более 230 млрд. дойчмарок. Однако Советский Союз в 1953 году от этих выплат отказался, и только при Горбачеве немцы сами предложили материальную компенсацию остарбайтерам в качестве "жеста доброй воли". Но Союз распался, и о деньгах как-то забыли. Лишь в 1993 году Ельцин снова поднял этот вопрос, договорившись с канцлером Колем, что германская сторона все же будет выплачивать компенсацию бывшим узникам фашистских лагерей в России, Белоруссии и Украине. Тогда и были созданы правительственные фонды "Взаимопонимания и примирения", куда немцы перечисляли свои "покаянные" деньги. В России ходили упорные слухи, что часть денег куда-то по обыкновению тут же исчезла - то ли пошла на обустройство шикарных апартаментов, то ли растворилась в недрах Тверьуниверсалбанка. Так или иначе, но фонд не был по-настоящему прозрачен, и одно время им даже занималась Счетная палата. Справедливости ради надо сказать, что Людмила Нарусова возглавила наблюдательный совет фонда 15 апреля 2000 года и к этому не имела никакого отношения. Ее задача - позаботиться о том, чтобы в целости и сохранности оказались 835 млн. марок (около 500 млн. долл.) и чтобы 400 тысяч российских граждан эти деньги получили. Очевидно, что все бывшие жертвы фашизма свои 15 тысяч так и не увидят, потому что, по словам самой же Нарусовой, каждый день в России умирает почти 200 стариков.