В МИНУВШЕЕ воскресенье Нижегородская область выбрала себе губернатора. Им стал бывший первый секретарь Горьковского обкома КПСС, кандидат от КПРФ Геннадий Ходырев. За него проголосовали в два раза больше избирателей, чем за действующего губернатора Ивана Склярова, которого поддерживало "Единство". Нынешние выборы почти в точности повторили ситуацию четырехгодичной давности, когда Ходырев и Скляров уже выясняли свои отношения. Тогда коммунист проиграл демократу 10%. Теперь состоялся его убедительный реванш. Одновременно с Нижним выборы прошли и в Иркутске, где одним туром обойтись не удалось. В финале - так же как и на Волге - действующий губернатор Борис Говорин и коммунист Сергей Левченко. Сразу в двух крупнейших регионах, как и в 1996 г., население выбирает между "административным ресурсом" и коммунистами.
Упрекать нижегородцев в том, что они в большинстве своем не пришли к избирательным урнам, что негоже выбирать главу области всего одной третью населения, что годы демократии так ничему их и не научили, по меньшей мере несерьезно. Если не пришли, значит, по большому счету их не интересовал результат выборов. Если так легко отдали победу коммунистам, значит, "демократ" Скляров им уже порядком надоел. Если не прислушались к первым лицам Нижегородской епархии РПЦ, Духовного управления мусульман и иудейской общины, которые накануне второго тура заявили в своем обращении к народу: "Мы не желаем возрождения идеологии Коммунистической партии", - значит, не верят они ни в Бога, ни в черта, ни в любую идеологию. Если не вняли совету своего именитого земляка Бориса Немцова, "выбирая между плохим и худшим, естественно отдать предпочтение плохому", значит, и Немцов со своими советами не сильно нужен.
Коммунисты теперь празднуют победу. Это самый крупный козырь лидера КПРФ Геннадия Зюганова, которым, разумеется, он не преминет воспользоваться. И правильно сделает. Уж слишком самонадеянно вели себя в последнее время демократы, утверждая, что дни Коммунистической партии практически сочтены. Выяснилось, что КПРФ по-прежнему сильна, дисциплинирована и имеет все шансы на расширение своего "красного пояса". Демократы делают хорошую мину при плохой игре. В полпредстве Сергея Кириенко заявляют, что для них не имело значения, кто победит во втором туре, потому что на этих выборах "шла борьба между криминалом и законностью" - имеется в виду поражение в первом туре дважды судимого Андрея Климентьева. Сам приволжский полпред говорит о том, что лично он относится к Ходыреву с большой симпатией, считая, что единственный его недостаток - принадлежность к коммунистам. Теперь, кстати, и этот недостаток временно устранен: посоветовавшись с руководством КПРФ, Ходырев приостановил свое членство в партии на время губернаторства, поскольку, по его словам, "это необходимо для пользы дела и консолидации экономических и политических сил в регионе". Что касается Кремля, то там уже приветствуют поступок Ходырева и заявляют, что будут активно сотрудничать с новым губернатором. Как бы оправдываясь за сокрушительное поражение Склярова, источник в администрации президента пояснил, что "после поражения Климентьева федеральный Центр полностью устранился от предвыборных процессов в этом регионе". Так, может, ничего страшного не произошло и победа Геннадия Ходырева вовсе не сенсация, а запрограммированный и далеко не худший результат?
Издавна повелось, что в России три главных города: "сердце" страны - Москва, "голова" страны - Санкт-Петербург и "карман" страны - Нижний Новгород. "Карман" прохудился очень давно, хотя в начале 90-х и были предприняты попытки сделать город и область привлекательными с точки зрения инвестиций и развития бизнеса. Тогда в Нижнем правил молодой губернатор Борис Немцов, решивший превратить свою вотчину в полигон для обкатки либеральных социально-экономических экспериментов. Что-то творил там автор нашумевшей, но не востребованной в рамках всей страны программы "500 дней" Григорий Явлинский, что-то делали сами молодые и энергичные нижегородцы, которые потом перебрались в Москву и заняли места в правительстве и большие кабинеты в ведущих экономических структурах. Борис Немцов, Борис Бревнов, Сергей Кириенко, Дмитрий Савельев - это те, кого называли "младореформаторами", рискнувшими провести свой нижегородский эксперимент в масштабах государства. Сейчас же Нижний Новгород считают вотчиной СПС.
На смену Немцову пришел в 1997 году Скляров, который вовсе не пользовался у нижегородцев ни авторитетом, ни популярностью. Его буквально протащили во власть, не имея никого более достойного и опасаясь коммуниста Ходырева. Тогда Кремль активно участвовал в избирательной кампании в Нижнем Новгороде, а главный борец с коммунистами на выборах Анатолий Чубайс хвастался: "Мы забили последний гвоздь в крышку гроба КПРФ". Но то ли гвозди оказались гнилыми, то ли Компартию похоронили заживо, то ли право-либеральные реформы в отдельно взятом регионе потерпели крупное фиаско. Потому что на самом деле их не было. Именно при Иване Склярове Нижний Новгород потерял с таким трудом приобретенный статус третьего города России и ее "кармана".
Причитания правых о том, что теперь крупные финансовые инвестиции "уйдут" из Нижнего и что будет поставлен эксперимент в духе Ульяновской или Курской областей по выкачиванию бюджета в кассу КПРФ, вряд ли убедительны. Не стоит забывать, что Геннадий Ходырев занимал должность министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и малого бизнеса в правительстве Примакова. Сейчас он обещает своим избирателям расплатиться с долгами, поднять уровень жизни, улучшить ситуацию в сельском хозяйстве и разобраться с энергетикой. Вполне возможно, что это ему действительно удастся сделать. По крайней мере хуже, чем было при Склярове, уже не будет. Однако власти необходимо извлечь из этих выборов очередной урок: коммунист выигрывает не там, где ему действительно противостоит демократ, а там, где демократы пытаются поддержать кого угодно, лишь бы не коммуниста.