Секретарь Совбеза Владимир Рушайло намерен всерьез заняться формированием единого правового пространства России.
ОСНОВНОЙ темой вчерашнего совещания членов Совета безопасности России, которое по поручению президента провел секретарь СБ Владимир Рушайло, стали вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, а также упорядочение процесса договорных отношений. Министр юстиции Юрий Чайка и генеральный прокурор Владимир Устинов доложили присутствующим на совещании представителям законодательной власти, Верховного и Конституционного судов и полпредам президента в федеральных округах о том, что, хотя работа по формированию единого правового пространства в основном практически завершена, остается еще немало проблем по приведению правовых актов субъектов Федерации в соответствие с Конституцией России и федеральными законами. Среди проблемных регионов, законодательство которых пока еще существенно расходится с российским, были названы Республика Саха (Якутия), Татарстан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Республика Коми и Псковская область. В частности, Конституция Якутии, где прописано, что государственными языками республики являются русский, якутский и английский, содержит 57 статей, противоречащих Основному закону России.
Докладчики отметили, что за последние десять месяцев Минюстом России, Генпрокуратурой и Конституционным судом была проведена юридическая экспертиза более 41 тысячи нормативных правовых актов и более чем 5 тысяч из них были признаны несоответствующими федеральному законодательству. И все же, как заявил журналистам заместитель секретаря Совбеза Валентин Соболев, работа по формированию единого правового пространства не носит "аврального характера".
Как известно, началась эта работа чуть больше года назад, когда Владимир Путин объявил о формировании семи федеральных округов, создании института полпредов и укреплении вертикали президентской власти. Именно полпреды, по мнению министра юстиции Юрия Чайки, помогли в кратчайшие сроки навести законодательный порядок на территории России. И хотя региональные власти, особенно поначалу, не всегда с пониманием относились к их деятельности, в конце концов Центр и регионы нашли общий язык. Глава Минюста отметил, что на сегодняшний день только около 6% региональных законов остаются вне рамок федерального законодательства.
Однако большая работа по унификации страны и ее лучшей управляемости со стороны Центра отнюдь не завершена. Следующий этап законодательной президентской реформы с непременным участием в нем полномочных представителей главы государства заключается в упорядочении договорных отношений между РФ и ее субъектами. В свое время всевозможные "рамочные" и "двухстронние" соглашения, подписанные Кремлем с республиками и сильными областями, по большому счету, явились вынужденным подарком Центра регионам. Таким образом бывший президент России Борис Ельцин фактически добивался политической поддержки со стороны губернаторов и так называемых малых президентов. В результате Российская Федерация постепенно превращалась в "договорное государство", что преподносилось как чуть ли не высшее достижение федерализма вообще. Подобная "суверенизация" регионов в конце концов оборачивалась угрозой дезинтеграции страны с правового попустительства Центра. Вот почему нынешняя власть так серьезно озаботилась этой проблемой.
Как сообщил заместитель секретаря Совбеза Валентин Соболев, на сегодняшний день между Центром и субъектами Федерации заключены 42 договора о разграничении полномочий, имеется более 260 соглашений, основанных на данных договорах. Но большинство из них имеют расхождения с Основным законом страны и нормативными актами России. Процесс договоров необходимо упорядочить, отметил Соболев, и для этого есть два пути: или совершенствование договорных отношений, или совершенствование законодательства. Можно предположить, что региональная власть всячески будет настаивать именно на первом пути и Кремлю придется идти на некоторые компромиссы, которые, впрочем, не исключают ужесточения позиций. Ведь договорные отношения между Центром и регионами прописаны в Конституции, правда, в той ее части, где они не противоречат Основному закону.
Пока идет серьезная подготовка к новому этапу реформы, диспозиция уточняется не только на Совете безопасности, но и в личных встречах президента со своими полпредами. Так, вчера перед совещанием в Совбезе на встрече Владимира Путина с полпредом в Дальневосточном федеральном округе Константином Пуликовским речь шла о конкретных задачах по реализации указа президента о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральными органами госвласти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Возможно, когда это поручение президента будет выполнено полпредами, вопрос о "договорной федерации" отпадет сам собой.