Как ни пытался подстегнуть президента премьер с реструктуризацией правительства, дважды за последний месяц заявлявший, что "настройка" кабинета министров должна произойти до наступления лета, перестановок в правительстве в мае не случилось. И сам Михаил Касьянов, по понятным причинам желающий поскорее поставить точку в этом вопросе - некоторых чиновников Белого дома просто парализовало от одной мысли о приближающихся "рокировочках", вынужден был заявить, что сроки реформы его ведомства несколько затягиваются.
Грандиозная идея с настоящим, а не косметическим ремонтом Белого дома посетила самые высокопоставленные умы еще в прошлом году. Какие только планы не строили в Кремле. Пожалуй, самой необузданной мыслью было нечто вроде объединения администрации президента с правительством - по типу американской модели управления государством. Фантазировали на предмет совмещения Путиным двух постов - президентского и премьерского. Менее радикально думали и насчет того, чтобы премьеру оставить одного заместителя, укрупнить министерства и провести серьезное сокращение. Однако, заглянув в Конституцию, убедились, что без поправок в Основной закон все эти варианты имеют право на существование лишь в качестве теоретических разработок. Да и ясности "по людям" не было. Когда же она наступила - Александр Волошин остается главой администрации президента, а Михаил Касьянов премьером - решили обойтись малой кровью.
По последним данным, которые хоть на нынешний момент и являются достоверными, но, как это уже было не раз, могут не найти своего отражения в окончательном варианте структуры кабинета министров, реформа застопорилась на количестве заместителей Касьянова. Только трое белодомовских счастливчиков должны были обладать приставкой "вице". По задумке авторов, "сельскохозяйственного" Алексея Гордеева планировали разжаловать в министры. "Вэпэкашный" Илья Клебанов должен был сменить Александра Дондукова на посту министра промышленности, науки и технологий, подкрепившись кураторством над агентствами, занимающимися продажей вооружений. За "социальной" же Валентиной Матвиенко и "топливным" Виктором Христенко собирались оставить ныне занимаемые должности. Третьим по счету вице-премьером должен был стать глава Минэкономразвития Герман Греф. Однако до сих пор в Кремле и Белом доме не могут решить, что делать с нынешним замглавы кабинета министров Алексеем Кудриным. По идее места в новой конфигурации кроме как в качестве министра финансов ему нет. И определенные силы в Белом доме считают такой вариант оптимальным. Тем более что министр финансов, кто бы им ни был, как, к примеру, и глава Минобороны, - фигуры в правительстве настолько влиятельные, что, даже не подкрепленные вице-премьерством, способны конкурировать по политическому весу даже с самим главой кабинета. Кроме того, опыт последних лет, как считают некоторые аналитики, вообще показал, что в нынешних российских условиях премьер, прежде чем стать таковым, должен "пройти школу" Министерства финансов.
Для других же "профессиональных лоббистов" предпочтительнее в качестве заместителя Касьянова был бы не Герман Греф, к которому в последнее время премьер воспылал труднообъяснимой любовью, наиболее ярко проявившейся в период принятия концепции РАО "ЕЭС России", а Алексей Кудрин. К тому же низвести проработавшего год вице-премьером Алексея Кудрина до простого министра финансов, заменив на нынешнего его подчиненного Германа Грефа, - верх аппаратного унижения. Источники "НГ" не исключают, что при нынешней любви к компромиссам структуру кабинета снова подправят и вице-премьеров будет не три, как планировалось ранее, а четыре.
Впрочем, решать подобные вещи предстоит президенту, и только ему. Майские отставки-назначения все-таки состоялись, но не в правительстве, а в "Газпроме". И очередная перетряска снова показала, насколько неожиданные воплощения могут приобретать представления президента о кадровой политике. Мягко, без скандалов и информутечек, с вынесением благодарности и награждением отслуживших президент этой весной, во-первых, создал блок силовиков, лично ему преданных. Во-вторых, назначил "олигархом" своего человека, что позволит сдерживать порывы "владельцев" других естественных монополий. (Интересно, как теперь, к примеру, будут протекать привычные ссоры МПС, РАО "ЕЭС" и "Газпрома" из-за тарифов или взаимных долгов?) А это уже серьезная опора в любых шагах президента, будь то самые непопулярные реформы или же только на первый взгляд кажущаяся банальной замена команды.