Самороспуск сразу нескольких демократических структур правого толка с целью создания единой партии СПС стал самым значительным политическим событием минувших дней.
Как и ожидалось, оно не прошло без попытки устроить не только серьезный раскол в далеко не монолитных рядах правой коалиции, но и вообще спровоцировать похороны демократии в России. И то и другое в принципе было довольно предсказуемо. Известный деятель демократического движения Сергей Юшенков давно заявлял о том, что не собирается входить в новую организацию с "железной дисциплиной", поскольку она будет представлять собой "второе издание "Единства", в то время как право-либеральная ниша политического спектра по-прежнему остается незанятой. Юшенков (возможно, в паре с Сергеем Ковалевым) намерен создавать свою партию на основе движения "Либеральная Россия", которая в отличие от социал-демократических либералов из "ЯБЛОКА" будет защищать права малого и среднего бизнеса и сможет на парламентских выборах преодолеть пятипроцентный барьер. Что касается похоронных настроений, то они, видимо, и так царили в душах демократов, но масла в огонь подлила Валерия Новодворская. Выступая с трибуны съезда "Демроссии", она, в частности, заявила, что самороспуск - это "операция гэбэшников, которые уже получили за нее новые звания и выпивают, празднуя ее успех". В руках Бориса Немцова легендарная демократическая пассионария увидела "секиру палача", а в зале - "тень Путина". Многие "демороссы", однако, этого не увидели и по призыву Сергея Станкевича все же проголосовали за самороспуск, предположив, что именно его поддержала бы Галина Старовойтова.
Не столь трагичное, но все же далеко не радостное настроение было и у делегатов съезда "Демократический выбор России". За самороспуск здесь проголосовали 110 делегатов, против - 10 и 6 воздержались. Лидер партии Егор Гайдар отметил, что на сегодняшний день коалиция СПС является "хрупкой и плохо управляемой формой объединения демократических сил", поэтому чем раньше правые создадут свою партию, тем лучше. Что это будет за партия, ясно пока не многим демократам. В проекте программы СПС главной задачей называется формирование "нового образца российского государства и нового патриотизма", основанного на свободной инициативе граждан. Однако примерно такие же цели преследуют и многие политические организации, делящие сегодня партийное пространство России. И отношение к власти - СПС будет поддерживать руководство страны лишь постольку, поскольку его курс будет соответствовать идеологическим, программным и нравственным партийным установкам - тоже мало чем отличается от других политобъединений. Критики СПС внутри самих правых отмечают, что будущая партия рискует потерять главное свое завоевание - демократический принцип построения организации и принятия решений. По словам члена политсовета СПС Виктора Похмелкина, уже сегодня просматривается модель партии, похожей на армию: максимальная дисциплина, централизация и минимум прав региональным структурам. И если подобный "демократический централизм" восторжествует, если партию возглавит единый лидер, то, считает Похмелкин, СПС рискует заразиться "вождизмом".