НЕСМОТРЯ на то что Международный день солидарности трудящихся в России давно перестал быть политическим праздником, минувший Первомай был отмечен весьма примечательным политическим событием. Впервые за десять лет в праздничной манифестации, организованной Московской федерацией профсоюзов, участвовал бывший президент СССР Михаил Горбачев. На этот раз Михаил Сергеевич со своими соратниками находился не на трибуне Мавзолея, где его однажды освистали демократически настроенные демонстранты, а в рядах самих демонстрантов. Горбачев шел по Тверской как лидер Российской объединенной социал-демократической партии, поддерживающей требования отечественных профсоюзов. Примечательно также, что это было первое после 1917 года участие социал-демократов в первомайской манифестации.
В отличие от мэра Москвы Юрия Лужкова, который к тому же является руководителем движения "Отечество", Михаил Горбачев не выступал с трибуны с зажигательной речью на тему критики правительства. Однако он тоже сделал свое политическое заявление, которое выглядит сегодня весьма неожиданным. Михаил Сергеевич сообщил, что его партия не прочь вступить в союз с "Отечеством". "Если положите программу "Отечества" и нашу, то можно перепутать, чья это программа", - сказал Горбачев. А на вопрос журналистов об уже состоявшемся объединении с Российской партией социальной демократии Константина Титова (РПСД) Горбачев ответил, что никогда не говорил, что войдет в СПС. "Наоборот говорил: с правыми - никогда. Вот с "Отечеством" готов союзничать".
Впрочем, заявление Михаила Горбачева выглядит странным и неожиданным, видимо, только для партии Титова, в конце апреля объявившей, что РПСД и РОСДП подписали соглашение о политическом партнерстве, имея в виду объединение партий в единую организацию к концу 2001 года. Предполагалось, что объединительные процессы социал-демократов и социал-либералов позволят в недалекой перспективе структурировать новое общественно-политическое движение под условным названием "Новые правые", на базе которого российскому обществу можно было бы представить основные идеи социального либерализма. Возможно, "социальные демократы" несколько поторопились с обнародованием своих далеко идущих планов, забыв, что Горбачев всегда был ближе скорее к левым, чем к правым, и никогда не поддерживал идеи либерализма, особенно в экономике. Само слово "правые" его просто пугает, в то время как РПСД Титова еще совсем недавно входила в "Союз правых сил". Программа РОСДП - это нечто среднее между идейными установками селезневской "России" и лужковского "Отечества". В программе же РСПД тезис о социальном либерализме, о либеральной социально ориентированной экономике положен во главу угла. Да и с лидером этой партии академиком Александром Яковлевым (хотя партию принято называть титовской) у Горбачева давно сложились весьма непростые отношения.
Объединение этих двух партий, видимо, преследовало скорее чисто тактическую, чем стратегическую цель: 7-8 мая в Берлине состоится Пятый конгресс европейских социал-демократических и социалистических партий, и делегацию России должны представлять именно титовцы-горбачевцы. Кто из них ведущий, а кто ведомый - это еще вопрос. У Михаила Горбачева, конечно, личные связи и авторитет опытного политика, много сделавшего для Запада. Но у Константина Титова - опыт практика, вполне успешно проводящего в своем регионе экономические и социальные реформы. Не случайно ведь именно он, а не экс-президент бывшего Союза будет представлять Россию и страны Восточной Европы в Социнтерне. Но, как говорится, "в одну повозку впрячь не можно коня и трепетную лань". Горбачев заявил об этом вполне открыто. Титов на это заявление лидера объединенных социал-демократов пока никак не отреагировал.
Что касается западных социал-демократов, которые и устраивают этот конгресс, чтобы поговорить о европейской модели развития общества, то им наши межпартийные разбирательства просто непонятны. Они как раз хотели бы обсудить проблему преобразования социал-демократии в социальную демократию. Что из этого выйдет, пока неясно. Между тем много вопросов возникает и по поводу возможного объединения РОСДП с "Отечеством". Как известно, движение Лужкова уже заключило политический контракт с "Единством", отчего так называемый центр превратился в огромную партию власти с мощным бюрократическо-административным ресурсом. "ЕдиОт", конечно, может теперь "проглотить" любую мелкую политическую структуру, будь она "социал-демократической" или "социал-либеральной". Но речь в таком случае пойдет уже не о политических программах, которые "совсем не отличаются друг от друга", а о большой политической крыше. Впрочем, вполне возможно, что первомайское заявление Михаила Горбачева не стоит воспринимать слишком серьезно. Может быть, на настроение лидера РОСДП тогда просто повлиял Международный день солидарности трудящихся.