ВСЕГО четыре дня понадобилось американскому правосудию, чтобы оформить экстрадицию госсекретаря Союза России и Белоруссии Павла Бородина. В минувшую субботу после двухмесячного пребывания в Бруклинской тюрьме Бородин в сопровождении трех полицейских на обычном рейсовом самолете был переправлен в Швейцарию.
Первая встреча Бородина со следователем Даниэлем Дево в швейцарском Дворце правосудия, на которой присутствовали генеральный прокурор Женевы Бернар Бертосса и адвокат Доминик Понсе, меньше всего напоминала допрос, хотя формально именно так и называлась. Бородин не давал никаких разъяснений по заведенному уголовному делу, заявив, что сделает это только после того, как изучит все материалы дела. Однако это не помешало швейцарскому следователю предъявить бывшему управделами президента России обвинение в отмывании денег и принадлежности к преступной организации. Даниэль Дево, в течение полутора лет занимавшийся расследованием и накопивший за это время 18 томов по "делу Мабетекс", намерен доказать, что Павел Бородин имеет непосредственное отношение к 25 миллионам "грязных" долларов. По швейцарским законам, если это преступление будет доказано, Бородину грозит пять лет тюрьмы. Однако один из лучших юристов Швейцарии Доминик Понсе, который является адвокатом российского чиновника, считает, что дело Бородина сфабриковано и он должен быть полностью оправдан.
Главная линия защиты строится на том, что российская Генпрокуратура не нашла веских доказательств коррупции в сделках, совершенных бывшим управделами президента и давно закрыла "дело Мабетекс". А поскольку именно Россия - якобы пострадавшая сторона, то без ее участия доказать вину Бородина будет почти невозможно. К тому же и обвинительная палата Женевы, уже дважды рассматривавшая материалы обвинения, неизменно приходила к заключению, что у швейцарских следователей нет никаких шансов довести дело до суда. Заметим, кстати, что другой фигурант этого международного "криминально-финансового" скандала - Беджет Паколли - находится на свободе и, по некоторым сведениям, занимается сейчас созданием телеканала, который будет вещать на Албанию.
Несомненно, швейцарская прокуратура попытается сделать все возможное, чтобы доказать вину Павла Бородина. В данном случае на весы Фемиды положена не только честь швейцарской юстиции, но и профессиональная репутация самих следователей, не так давно опозорившихся с "делом Михася". Напомним, что именно из-за отсутствия веских доказательств обвиняемый Сергей Михайлов был не только полностью оправдан прямо в зале суда, но и получил от швейцарцев материальную компенсацию в полмиллиона долларов "за причиненный ему моральный ущерб". Если история с лжеобвинением повторится, то речь может идти уже не только о больших деньгах в качестве моральной компенсации, но и об официальном извинении со стороны Швейцарии и США лично перед Павлом Бородиным, перед Россией и российско-белорусским Союзом. Так что уже сейчас можно говорить о том, что дело Бородина имеет вполне понятный политический оттенок.
Российская сторона, предвидя в связи с этим все возможные варианты давления на юстицию, заранее дала понять, что не допустит политизации вопроса. Об этом, в частности, заявил министр иностранных дел России Игорь Иванов, пояснивший, что задача МИДа - следить за тем, чтобы в "деле Бородина" были соблюдены все юридические нормы. Вчера адвокаты Бородина уже подали апелляцию на решение прокуратуры и завтра или в четверг обвинительная палата займется ее рассмотрением. Кроме этого защита требует освобождения Павла Бородина под залог до суда. Пока же Пал Палыч находится в одноместной камере женевской тюрьмы Шан-Даллон.