Владимир Гусинский мобилизовал на свою защиту практически весь мир.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
В четверг во второй половине дня высшая инстанция Национальной судебной коллегии Мадрида провела первое заседание по рассмотрению вопроса об экстрадиции главы холдинга "Медиа-МОСТ" Владимира Гусинского в Россию.
На протяжении трех часов судьи слушали самого Гусинского, выступавшего дважды, и его испанского адвоката, настаивавших на политической подоплеке обвинений. Главный прокурор коллегии Эдуардо Фуингариньо, напротив, высказывался в том смысле, что это дело чисто уголовное, без политической составляющей и препятствий для выдачи Гусинского российским властям нет. Окончательного решения испанских судей придется подождать. По словам руководителя пресс-службы "Медиа-МОСТа" Дмитрия Остальского, произойдет это не раньше понедельника. Однако за вердиктом суда могут последовать апелляции, к тому же любое решение испанского правосудия будет утверждаться правительством.
После окончания слушаний Гусинского снова доставили в следственный изолятор мадридской тюрьмы "Вальдеморо" - меру пресечения судьи не изменили. Это обстоятельство еще больше подогрело интерес к делу российского медиамагната. Напомним, что после взятия под стражу главы "Медиа-МОСТа" 12 декабря прошлого года и последовавшего за этим 11-дневного пребывания в тюрьме "Сото-дель-Реаль" под Мадридом Гусинский был выпущен из тюрьмы под более чем внушительный по испанским масштабам залог в 1 млрд. песет (это около 5,5 млн. долларов) под домашний арест на его виллу Сотогранде. Изменение меры пресечения было оговорено весьма жесткими условиями: строгий внешний и внутренний круглосуточный надзор жандармов, запрет на пользование воздушным и морским транспортом (с учетом того, что у Гусинского есть личные самолет и яхта), сдача всех паспортов, передвижение на автомобиле только с разрешения полиции, в ее сопровождении и только если за рулем сидит представитель органов правопорядка.
Тем не менее прокурор Фуингариньо официально опротестовал это решение. Даже такие строгие меры, подчеркнул он, не дают гарантии, что медиамагнат, уклоняющийся от российского правосудия, не сделает то же самое и в отношении правосудия испанского. Протест прокурора был отклонен высшей инстанцией судебной коллегии. И вдруг то же самое ведомство в спешном порядке постановляет незамедлительно взять под стражу Гусинского и препроводить его в ближайшую тюрьму в Альхесирасе. В постановлении говорится, что сделано это в связи с "серьезной опасностью побега" Гусинского, которая, оказывается, "существовала с самого начала", а "в последнее время резко возросла". Российские СМИ предпочитали объяснять арест Гусинского спецификой испанского законодательства, по которому за 72 часа до начала суда подследственный должен быть помещен в тюрьму.
До сих пор судьи не оказывали поддержки прокурору Фуингариньо. Теперь их позиция изменилась. Распорядившись немедленно взять Гусинского под стражу, судьи уточнили: опасность побега медиамагната усугубляется тем, что он "имеет не только российское гражданство, но и израильское". Хотя, отправляясь под домашний арест, Гусинский сдал все паспорта, в том числе и израильский. В таком случае - почему именно израильское гражданство медиамагната вдруг так обеспокоило испанских судей?
Ответ на этот вопрос, возможно, никогда не будет получен. Однако испанские СМИ, давно уже охладевшие к судьбе Гусинского, обратили внимание, что накануне суда над главой "Медиа-МОСТа" Израиль стал оказывать на Испанию сильнейшее давление, чтобы добиться благосклонного отношения к главе российского медиахолдинга. Так, ведущая газета "Паис" отмечала, что ажиотаж в Израиле по этому поводу достиг такого предела, что глава кнессета Авраам Бург потребовал от испанских властей "немедленного освобождения из тюрьмы" Владимира Гусинского. Ранее с аналогичным призывом к председателю правительства Испании Хосе Мариа Аснару, отмечает газета, обращались нынешний премьер-министр Израиля Ариэль Шарон и его предшественник Эхуд Барак, министр иностранных дел Шимон Перес, многочисленные организации и частные лица Израиля.
Все эти эпизоды сегодня преданы забвению, а Гусинский в одночасье превратился в Израиле чуть ли не в "национального героя". "Патриотов" хватает во всех странах. Но не у всех имеется такой богатый опыт операций, которые не раз успешно осуществлялись в точках намного более удаленных от Тель-Авива, чем окрестности Гибралтара. Здешние аналитики не исключают, что мощное израильское движение по "вызволению" Гусинского, способное подтолкнуть горячие головы на самые непредвиденные действия, действительно могло оказать влияние на испанских судей. Если это так, то загадочный намек в их постановлении об израильском гражданстве медиамагната обретает особое смысловое наполнение.