0
750
Газета Политика Интернет-версия

23.02.2001 00:00:00

"Раньше я Путина просто не знал"

Тэги: Титов, Путин


- СКЛАДЫВАЕТСЯ впечатление, Константин Алексеевич, что после неудачи на президентских выборах вы решили уйти из большой политики. Это окончательное решение или просто затянувшийся тайм-аут?

- Я сознательно "ушел в тень". Во-первых, я должен был внимательно проанализировать все результаты выборов, в которых участвовал. Это и выборы СПС, где я был в составе блока, и президентская кампания, и выборы губернатора Самарской области. Нужно было время, чтобы понять, что происходит сейчас в стране и как мне исходя из моих убеждений действовать в этой ситуации. Я начал жизнь как бы с чистого листа. Во-вторых, почти восемь месяцев я был серьезно оторван от текущих дел в области. Поэтому сначала мне нужно было к ним вернуться и только потом подумать: а стоит ли вообще заниматься большой политикой и что такое большая политика для губернатора.

- Так стоит?

- Я считаю, что губернатор должен иметь в политике свой голос и свое лицо. Тем более что и президент четко сказал: деполитизация власти к хорошему не приводит. Людей без убеждений не бывает.

- В таком случае уместен вопрос о вашем участии в будущей предвыборной кампании на пост главы государства. Однако не кажется ли вам, что любые попытки на сей счет заранее обречены на провал, потому что сегодня ясно всем: Путин пришел как минимум на восемь лет.

- То, что сейчас делает Путин по реформированию государства и экономики, мне нравится. На месте президента я действовал бы точно так же, чтобы максимально выровнять ситуацию и показать людям, что возможности государства гораздо больше, чем им кажется. Это правильный шаг. Однако реформы, начатые президентом, в четыре года не укладываются, поэтому надо дать ему возможность работать дальше. И потом, если меня все устраивает, то почему я должен выступать ему альтернативой? Раньше я Путина не знал. Я представлял его совершенно другим человеком - ставленником олигархов и так далее. Теперь я понял, что это не так. Зачем мне выступать против Путина, когда он приобретает опыт, и этот опыт реализуется в рамках той идеологии, которую разделяет моя партия и я сам.

Что касается моих дальнейших планов, то их определит сама жизнь. Во-первых, в 2005 году мне исполнится 61 год. Надо будет думать о состоянии здоровья - стоит ли подвергать нервную систему серьезным стрессам. Во-вторых, у меня сегодня очень стройная программа развития экономики Самарской области, и я думаю, что до 2005 года я ее не успею реализовать. Может быть, мне придется в третий раз пойти на выборы губернатора, тем более что этот срок разрешен. Хотя в этом я тоже сомневаюсь: к тому времени я уже 14 лет буду на посту главы областной администрации, и это уже явный "перебор". Скорее всего я продолжу работу в качестве лидера Российской партии социальной демократии, тем более что с каждым годом расширяется круг наших сторонников. Мы будем прикладывать максимум усилий для того, чтобы идти на выборы партией самостоятельно. И, может быть, самый оптимальный вариант для меня - работа в Госдуме.

- Считаете ли вы правильным решение президента отдать "вопрос о земле" на усмотрение региональных властей?

- Абсолютно правильный шаг. Россия - страна огромная, все мы - люди разные. Вот Самарская область уже живет по правилам свободной купли-продажи земли, и Саратовская область, и Татарстан, а другие регионы пока не хотят. Не надо их принуждать к этому, пусть живут по-своему. Когда люди увидят, что у нас лучше, чем у них, они сами примут соответствующее решение. Ведь сейчас бывшие председатели колхозов и директора совхозов стали, по сути, латифундистами. Они просто присвоили сельскохозяйственные паи крестьян и единолично распоряжаются землей. России, конечно, нужен единый федеральный закон, который устанавливает правила - кто может владеть землей и как ею владеть. Но прежде нужно создать единый государственный кадастр земель. Это нелегкая работа, и она продлится не один год.

- Сегодня многие критики упрекают Путина в нерешительности. Дескать, весь прошлый год прошел фактически впустую, время для реформ упущено. Что, на ваш взгляд, должен сделать президент, чтобы ускорить процесс реорганизации экономики и общества?

- Упускал время не он. Вы вспомните, как долго мусолили Налоговый кодекс. Разве это делал президент, а не Дума? Сейчас мы находимся в состоянии равновесия, нарушить которое можно одним лишь неловким движением. Поэтому власть действует вполне разумно. Мы ведь уже были в шоковой ситуации, и второго шока народ просто не выдержит.

- Однако ходят упорные слухи о грядущей отставке правительства. Как по-вашему, в этом есть необходимость?

- Не мне это решать, но лично я считаю, что правительство со своими обязанностями справляется. Экономическая программа меня полностью устраивает. Мало того, мы сегодня активно общаемся с Германом Грефом - он включил наш самарский опыт и опыт других регионов в свою программу. Раньше такого не было, да и быть не могло. Не вижу серьезной необходимости отправлять правительство в отставку. Другое дело, что в Думе у нас кадровый потенциал. Депутаты все мечтают чем-то управлять. Пусть лучше пишут законы хорошие.

- Самарская область занимает сегодня первое место в регионе по социально-экономическому развитию. Значит, вы в принципе могли бы подсказать, как лучше провести коммунальную реформу в стране.

- Надо, к примеру, изъять из бюджета средства, выделяемые на поддержку СМИ, и направить их на коммунальное хозяйство. Ведь СМИ - это бизнес, причем очень доходный. Если газета не может самостоятельно существовать, значит, она просто никому не нужна. В нашем бюджете можно найти еще немало подобных непродуктивных расходов. Я считаю, что следующим действием после наведения законодательного порядка в стране должно стать принятие административного кодекса и установление четких правил в бюджетном законодательстве. К сожалению, сегодня мы наблюдаем обратное: руководитель нарушает бюджетное законодательство, а его даже с должности не могут снять.

- У вас как у губернатора не возникает никаких проблем во взаимоотношениях с полпредом президента?

- Я считаю, что Приволжскому округу просто повезло с Кириенко. Он корректный, порядочный человек. Но весь вопрос в том, что будет дальше с институтом полпредства. Если это первый шаг по укрупнению регионов, то что за ним последует? Я этого пока не знаю.

- Не кажется ли вам, что ситуация по управлению регионами выглядит несколько странной. С одной стороны, президент получил право снимать избранных губернаторов, с другой - региональные лидеры могут теперь избираться чуть ли не пожизненно. Существует законопроект, по которому такой чести удостаиваются лишь некоторые губернаторы и "малые президенты". То есть речь опять идет о некоторой избранности, об "именных регионах".

- Если мы федеративное государство, то субъект Федерации должен сам определять такой срок, исходя из своих национальных особенностей. А федеральные структуры в таком случае должны серьезно следить за соблюдением свободы слова, за развитием демократии. "Престолонаследники" получаются оттого, что мы не формируем гражданское общество. У нас нет нормального антикоррупционного кодекса, нет антикоррупционных комитетов. Отсутствие всего этого и позволяет одному лидеру избираться, пока не надоест. Он считает себя незаменимым. Конечно, было бы лучше, если бы был принят федеральный закон: два срока и не больше.

- Перейдем теперь непосредственно к вашей партийной деятельности. В начале мая в Берлине пройдет конференция Социнтерна, где вы будете представлены общественности как лидер партий социал-либерального спектра России и Восточной Европы. Почему из множества социал-демократических образований выбрали именно вас?

- Нас не выбирали, мы сами толкались. И потом, есть только слова, а есть практика конкретной работы. То есть все то, что я делаю как губернатор, это и есть живой пример социальной демократии. Поэтому, наверное, и обратили на нас внимание.

- Но чем же ваша идеология отличается от идеологии других социал-демократических партий, от Гавриила Попова, например, или Михаила Горбачева?

- Наша идеология практически ничем не отличается от идеологии Российского движения демократических реформ, где были Попов и Собчак. Но теперь Попов вошел в Российскую объединенную социал-демократическую партию, и мне кажется, что он сел не в ту лодку. Потому что лидер этой партии Горбачев выступает за госрегулирование, за государственное вмешательство в экономику, против частной собственности на землю. А мы за частную собственность, за либеральное законодательство, за невмешательство власти в экономику. Поэтому они называют себя социал-демократами (хотя ни Шредер в Германии, ни Блэр в Англии не строят социализм), а мы - партия социальной демократии. Это мелкобуржуазная партия, партия среднего класса. Мы - правый центр.

- Кто ваши союзники и на кого вы будете опираться в Госдуме?

- Потенциальные союзники СПС и "ЯБЛОКО". Но сегодня ближе всех нам по идеологии депутатские группы "Регионы России" и "Народный депутат".

- Выходит, с "Союзом правых сил" вы окончательно разошлись?

- Нет. Но сегодня, прежде чем заявлять об общих интересах, надо всем хорошо подумать - и мне, и лидерам СПС.

- Если бы президентские выборы были объявлены уже сегодня, кого, на ваш взгляд, поддержали бы правые, левые и центристы?

- Правые должны поддержать Путина. Это однозначно. Ведь это их кандидат, и сегодня они просто обязаны помогать ему в рамках думской работы. "Единство", которое уже почти выстроило внятную консервативную идеологию, изначально считается президентской, а точнее - путинской партией. Что касается левых, то у них свои проблемы и свои заморочки. О них я ничего сказать не могу и не хочу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2017
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1289
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
953
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1258

Другие новости