0
838
Газета Политика Интернет-версия

07.02.2001 00:00:00

Кремль все еще не определился с партией власти

Тэги: дума, партия, закон, кремль


дума, партия, закон, кремль

Сегодня Госдума приступает к рассмотрению одного из самых спорных законопроектов - о политических партиях.

Вопрос о создании определенных правил, формирующих гражданское общество, возник в начале 90-х годов, когда страна фактически вернулась к многопартийности. Впрочем, тогда в России еще не было достаточно устойчивых и сильных политических структур (за исключением коммунистов), которые могли бы претендовать на звание партий. Политические объединения, выражающие, как правило, интересы не столько различных групп населения, сколько федеральной и региональной номенклатуры, создавали свои политэлиты и участвовали в выборах в рамках закона об общественных организациях, который действует и поныне. Именно поэтому многопартийность была и остается своего рода декорацией, поскольку многие партии создавались "сверху", для сиюминутных интересов власти. Не имея настоящей поддержки общества, некоторые из них умирали так же быстро, как и рождались. Весь этот период времени как нельзя лучше характеризуется словами бывшего премьера и лидера НДР Виктора Черномырдина: "Как ни строй партию, все равно получается КПСС".

В 1994 году президент Борис Ельцин все же попытался внести в Думу закон о партиях (ответственный за его создание был Минюст), но депутаты о нем тогда и не вспомнили. Госдума вернулась к вопросу о партиях год спустя, приняв в конце 1995-го этот закон, однако он был отклонен Советом Федерации. Созданная вслед за этим согласительная комиссия так ни разу и не приступила к работе над документом, и разговоры о необходимости четко регламентированной политической системы в России отошли на второй план.

Сегодня эта тема снова весьма актуальна. Во-первых, по действующему законодательству половина парламента уже формируется политическими партиями и объединениями. Во-вторых, несмотря на то что Россия может называться самой "многопартийной" страной (у нас действует около 180 политических организаций), общество весьма критично настроено к партиям. Большинство населения считает, что они вообще не нужны. В-третьих, хотя новый законопроект о партиях готовился рабочей группой депутатов под эгидой ЦИК, его инициатором считают Владимира Путина (как известно, Центризбирком не обладает правом законодательной инициативы) и в связи с этим подозревают власть в том, что она стремится взять под свой жесткий контроль все демократические общественные институты. Именно поэтому в противовес "путинскому варианту" предлагаются четыре альтернативных проекта, подготовленных депутатами Виктором Похмелкиным, Сергеем Юшенковым, Владимиром Рыжковым, Владимиром Лысенко, Вячеславом Игруновым, Александром Шишловым и Олегом Шеиным.

"Президентский проект" действительно ужесточает процедуру формирования политических организаций. В частности, он выдвигает правило предварительной регистрации оргкомитета партии, который обязан представить в Минюст проект программы и устава будущей организации. И если чиновник усмотрит в этих документах что-то противоправное, партия умрет, не родившись. Многие правоведы видят в этом нарушение конституционных прав граждан. Законопроект предусматривает возможность существования только федеральных, но не региональных партий, с чем не согласны авторы альтернативных вариантов. Не всех устраивает и установленная для регистрации партии норма численности партийцев - их должно быть не менее 10 тысяч человек (российский электорат составляет 100 миллионов) и не меньше 100 человек в более чем половине субъектов. Для сравнения: в Болгарии для того, чтобы зарегистрировать партию, достаточно 50 человек, в Швеции - 1,5 тысячи, в Португалии - 5 тысяч. Авторы альтернативных проектов считают, что обязательная регламентация численности не только партии в целом, но и в субъектах Федерации является мощным рычагом давления властей на неугодные партии. Наибольшие споры вызывает вопрос государственного финансирования партий, напрямую связанный с результатами выборов. И хотя такая мировая практика существует (таким образом, с одной стороны, власть подчеркивает, что партии выполняют государственную функцию, а с другой - имеет право контролировать их финансы), "альтернативщики" полагают, что государственное финансирование партий в условиях тяжелой экономической ситуации просто аморально.

Вряд ли стоит сомневаться в том, что, несмотря на очевидную спорность президентского законопроекта, именно он будет рассматриваться депутатами как основной документ для дальнейшего обсуждения. По мнению экспертов, хоть этот вариант и плоховат, но альтернативные еще хуже. Предельно откровенно на сей счет высказалась глава рабочей группы ЦИК по разработке закона о партиях Елена Дубровина: "Люди уже не верят в партии, и если их не подтолкнуть, то на политическом поле скоро останется только КПРФ". Тем более что, по ее мнению, существующий ныне закон о политических объединениях - акт политический, но не правовой, "это хитрый закон, который нужно менять".

Между тем самые активные критики президентского законопроекта отнюдь не коммунисты, а представители демократического крыла. Некоторые из них считают, что ни одна из политических организаций, за исключением КПРФ, СПС, "ЯБЛОКА" и ЛДПР (которые имеют поддержку в обществе независимо от власти), по-прежнему не может претендовать на звание партии. Это все те же группы по интересам, которые полностью зависят от власти бюрократии. Так, опрос, проведенный в движении "Отечество", показал, что если "Отечество" станет партией, то половина политически активных граждан в эту партию не пойдет.

Сомнения в необходимости принятия закона о партиях строятся, в частности, на том, что сама природа Российского государства антипартийна. До тех пор, пока "нарочито беспартийная бюрократия", находящаяся у власти, будет пытаться выстраивать и контролировать партийную систему, ничего путного в России не получится. Процесс ограничения деятельности многочисленных квазипартий может на данном этапе привести лишь к повсеместному ограничению любой демократической деятельности. В то же время согласиться с тем, что наша страна до сих пор колеблется между рабством и анархией, не признавая никаких законов, и что это ей "на роду написано", - значит, по сути, отказаться от любых демократических реформ. И забыть, кстати, свой собственный опыт многопартийности, который был в России в начале века. Однако можно сколько угодно мечтать о двухпартийной американской политической системе или о "двухсполовинной" партийной системе ФРГ, но до тех пор, пока само общество не созреет до понимания необходимости отстаивания своих интересов через политические организации, партстроительство обречено быть властно-бюрократическим.

Почему сегодня именно власть заинтересована в создании и четком структурировании гражданского общества? Видеть в этом одно только желание тотального контроля над многочисленными "ростками демократии" по меньшей мере наивно. На самом деле власть старается обезопасить экономические и социальные реформы, избавиться от левого и правого радикализма и подтолкнуть партии к умеренности их политических программ, к борьбе за электорат в Центре. Владимиру Путину сегодня, как некогда Петру Столыпину не нужны великие потрясения. В то же время нельзя не признать, что стабильность и общественное согласие достигаются в первую очередь за счет устойчивой экономики, построения основ социального государства и опоры власти на средний класс. То, чего в данный момент в России не наблюдается. И в этом смысле президент действительно пытается пойти по более легкому, с его точки зрения, пути - структурировать общество "сверху". Этот путь более жесткий для демократических процессов, но паниковать, думается, не стоит. Ведь реформа государства не может происходить без реформы общества.

В свое время президент Путин сказал, что в России должна быть двух-, трех-, максимум четырехпартийная система. Заметим, что речь идет не вообще о существовании политических партий и движений, а об их участии в федеральных выборах. То есть глава государства назвал оптимальное количество участников политической борьбы за власть. Сразу же после этого политики стали гадать, какую модель многопартийности - американскую или немецкую - Кремль возьмет за основу построения российской политической системы. Речь не идет о том, что нравится или не нравится нашему президенту, а о том, чей опыт партстроительства может действительно нам помочь. С одной стороны, наше разнородное общество аналогично американскому. Президентское правление, система "сдержек и противовесов" и подчиненная власти роль партий делают американцев еще более "близкими". Но у нас нет и не может быть знаменитой американской идеологии с ее символами и ритуалами, которая сплачивает нацию сильнее, чем любая религия. И у нас не может быть только двух сильных партий, борющихся за власть и безоговорочно уступающих друг другу после выборов пальму первенства. Хотя бы потому, что компартия США - это одна из самых малочисленных, "декоративных" партий, а наша КПРФ по-прежнему сильна и тоталитарна. Если российский президент откажется от поддержки демократических организаций, если экономика страны будет по-прежнему балансировать между кризисом и стабильностью, возвращение коммунистов во власть практически неминуемо.

В отличие от США, где закона о партиях не существует, а сами партии на самом деле играют не столь значительную роль (они активизируются только на период выборов), ФРГ называют "партийным государством". На недавнем круглом столе, организованном Фондом имени Фридриха Эберта и Фондом развития парламентаризма, доктор политологии Петер Леше подробно ознакомил российских депутатов с немецким законом о партиях. Пять партий, действующих сегодня в Германии (две национальных и три региональных), имеют реальную опору в обществе, они могут быть запрещены (этим занимается КС), но запрету предшествует дискуссия в бундестаге и бундесрате. Партии финансируются государством из расчета один голос избирателя - одна марка и постоянно отчитываются о своих финансах и собственности. Партийный кошелек пополняется и за счет пожертвований от частных и юридических лиц (здесь нет лимитов), но отправители этих пожертвований обязательно должны быть обнародованы - правило, которое нарушил Гельмут Коль. Партии не имеют своих СМИ, за исключением информационных листков, которые, по словам доктора Леше, не читают даже сами партийцы. В последнее время в германском обществе стала преобладать точка зрения, что у партий слишком много полномочий (если человек хочет сделать настоящую карьеру, он обязательно должен быть членом какой-либо партии). "Не государство влияет на партии, а они "колонизировали" государство", - считают немцы. Стоит, однако, заметить, что немецкую партийную модель, основанную на частично персонализированной пропорциональной избирательной системе, применяют Новая Зеландия, Япония и Италия. Возможно, кое-что для себя почерпнет из нее и Россия, несмотря на то, что у нас президентская, а не парламентская республика и наш глава государства по-прежнему сохраняет "надпартийность".

Что же произойдет после принятия закона о партиях? Во-первых, карликовым партструктурам и рыхлым политдвижениям не стоит опасаться неминуемой гибели. Они по-прежнему могут заниматься своим делом (например, правозащитной деятельностью), однако на выборы они могут идти только в связке с сильной партией. Кстати, в США под "лэйблом" республиканцев, как правило, находятся четыре мелкие партструктуры, а демократы объединяют шесть-семь подобных партий. Во-вторых, если власть намерена продолжать рыночные реформы и развивать демократию, именно она должна позаботиться о том, чтобы укрепить правый партийный фланг. Важно, чтобы это крыло постоянно находилось в конструктивном диалоге с Кремлем, а не уходило в непримиримую оппозицию, о чем уже поспешил заявить Григорий Явлинский. В связи с этим встает вопрос о лидере правых. Всерьез можно рассматривать только две кандидатуры - Анатолия Чубайса и Сергея Кириенко.

Что касается левого политического крыла, то оно крепко и монолитно. Нынешняя КПРФ, построенная по принципу демократического централизма, по-прежнему провозглашает курс на восстановление советской власти и государственного регулирования в экономике. Более мягкие цели - "построение современного социализма" - преследует движение "Россия". Оно настроено на конструктивное сотрудничество с властью "в интересах людей труда". Кроме этого Геннадий Селезнев поставил перед своими товарищами еще одну задачу: воспитание в обществе "левопартиотического менталитета". Стоит, однако, заметить, что таковой менталитет испокон веков был присущ России. Вот цитата из записки, составленной в кружке Римского-Корсакова и переданной Николаю II князем Голицыным в ноябре 1916 года: "Яростный защитник своей собственности и такой же консерватор в быту, русский мужик делается самым убежденным социал-демократом с той минуты, когда дело коснется чужого добра". Именно отношение к "чужому добру" является "лакмусовой бумажкой" для определения партийной принадлежности. КПРФ, движения "Россия" и "Отечество" в своих программных документах провозглашают пересмотр результатов приватизации, очередной передел собственности, который ведет к новым потрясениям и нестабильности. Правые, партия "Единство" и движение "Народный депутат" против этого. Однако "Единство" при всех его попытках здорового консерватизма и здравого либерализма во многом остается "эмчеэсовской" партией, не имеющей крепкой опоры в обществе. В связи с этим Кремль еще недостаточно четко определился, на кого ему опираться и кого провозглашать партией власти. Нельзя не заметить, что маятник российских политических настроений в последнее время качнулся влево. Но это вовсе не означает, что такой же курс должна определить для себя российская власть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2056
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1318
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
978
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1286

Другие новости