Если власть с исключительным упорством и постоянством пытается внести изменения и дополнения в действующий закон о печати, сам собой напрашивается вывод о том, что либо этот закон несовершенен, либо власть хочет ограничить свободу слова. О несовершенстве закона вряд ли стоит серьезно дискутировать по той простой причине, что он не только выдержал испытание временем, но и давно признан обществом как чуть ли не единственный законодательный акт, доказывающий существование демократии в нашей стране. Этим законом в той или иной степени гордился и президент СССР Михаил Горбачев, и первый президент России Борис Ельцин, не говоря уже о политиках разных мастей, получивших возможность, в том числе и с помощью прессы, публично высказывать свое мнение. В то же время всем понятно, что нет предела совершенству, и мы пока не можем тягаться с демократическими канонами США, где записано просто и ясно: "Печать свободна".
Николай Булаев (ОВР), Константин Ветров и Игорь Лебедев (ЛДПР), Павел Коваленко и Валерий Комиссаров ("Единство") предложили дополнить закон следующим тезисом: "Запрещается использовать СМИ для распространения заведомо ложной информации, способной опорочить честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, причинить ему моральный вред либо способной опорочить деловую репутацию юридического лица, причинить ему неимущественный или имущественный ущерб". Ограничение очень важное и нужное, но аналогичная норма уже прописана в действующем законе в ст. 49, где говорится о том, что журналист "обязан проверять достоверность сообщаемой им информации", и в ст. 51 о недопустимости злоупотребления правами журналиста (нельзя скрывать или фальсифицировать общественно значимые сведения, распространять слухи под видом достоверных сообщений, распространять информацию с целью опорочить гражданина...). Поправка, предлагаемая депутатами, заставляет вспомнить оголтелые информационные войны на федеральном и региональном уровнях, которые ведутся в предвыборную кампанию. С этой точки зрения она не только важна, но и необходима. Однако есть тут свой "подводный риф". Пока журналист ведет сложное и опасное расследование, обнародуя достоверную, но не известную доселе информацию, касающуюся деловой репутации чиновника или коммерческой фирмы, оскорбленная сторона тут же апеллирует к предлагаемой статье закона. То есть фактически никакие сведения теперь не могут быть опубликованы в прессе до суда.
Следующее дополнение в закон о СМИ, внесенное депутатами Павлом Коваленко, Валерием Комиссаровым ("Единство") и Борисом Резником ("Народный депутат"), касается изменения порядка выдачи лицензий на вещание. Предлагается наделить этим правом "федеральные органы исполнительной власти в области СМИ и его территориальные органы". Это уже гораздо серьезнее, и в данном случае нельзя не согласиться с заместителем председателя комитета по информационной политике Александром Кравцом (КПРФ), который считает, что лицензирование по-новому чревато серьезными последствиями для оппозиционных СМИ. Здесь явно просматривается стремление власти иметь "законную" возможность преследования неугодных средств массовой информации. По мнению Сергея Иваненко ("ЯБЛОКО"), "если внесенные поправки - не позиция исполнительной власти, то, несомненно, "пробный шар", который власть пытается вбросить". Иваненко считает, что власть проводит линию по ущемлению свободы печати. Во-первых, есть попытка заметно сузить количество изданий, которые могут именоваться средствами массовой информации, а во-вторых, предлагается изменить ст. 52 закона, определяющую круг лиц, на который распространяется профессиональный статус журналиста. То есть люди, которые не являются журналистами, но связаны с редакциями договорами, не имеют права добывать и распространять информацию. Это явный способ открытого давления на прессу, поскольку в Чечне, к примеру, работают в основном внештатные сотрудники изданий.
Однако самая одиозная поправка к действующему закону о печати касается введения запрета на использование СМИ с целью "осквернения и неуважения" государственного флага, герба и гимна и иных государственных символов. Депутаты от "Единства" фактически в корне пресекают творчество газетных карикатуристов, которые частенько иронизируют над российским двуглавым орлом. Теперь можно примерно наказать и Владимира Войновича, который написал свои слова к александровскому гимну. И не просто наказать, а привлечь его и многих других "шутников" к уголовной ответственности (именно такую норму депутаты от "Единства" предлагают ввести в закон о СМИ). Весьма любопытно, что самым активным "законотворцем" выступает журналист авторского телевидения Валерий Комиссаров, который, видимо, понимает свободу печати только в рамках "Моей семьи".