В свое время Александр Руцкой угрожал власти <<чемоданами с компроматом>>. Видимо, теперь он сам стал жертвой подобных <<чемоданов>>.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
ВЧЕРАШНЕЕ заседание Совета Федерации так и не стало решающим в истории противостояния губернаторов и Центра. Хотя предпосылки для этого изначально, несомненно, были.
Речь идет о двух событиях последнего времени, которые, по идее, и должны были сплотить всех недовольных политикой Кремля глав регионов. Во-первых, у верхней палаты был шанс продемонстрировать свое отношение к путинским реформам, подписав запрос в Конституционный суд для проверки трех законов из президентского пакета на соответствие Основному закону. Вторым шансом объединиться являлась возможность всей палатой отреагировать на события в Курской области, чей глава вчера выступал перед членами Совета Федерации. Однако ни того, ни другого не произошло.
Собравшийся утром на свое заседание комитет по конституционному законодательству, как и предполагала "НГ", отказался даже предлагать палате обсуждать саму возможность подачи запроса, решив идти "цивилизованным путем внесения поправок". Что касается Александра Руцкого, то реакция на его выступление была, скажем прямо, гораздо более прохладной, чем можно было ожидать.
Возможно, разгадка кроется в том, что никто из ярких оппозиционеров (за исключением Николая Федорова) на заседание по разным причинам не прибыл. Это, в частности, и Эдуард Россель, и Муртаза Рахимов, и Владимир Платонов. Интересно, что единственным, кто осмелился фактически в открытую обвинить Кремль в участии в "курском деле", был губернатор Приморского края Евгений Наздратенко. Да и тот в момент заседания находился не в Москве, а у себя на родине.
Остальные сенаторы и во время обсуждения судьбы Руцкого в зале заседаний, и в кулуарах абсолютно отвергали пресловутый "кремлевский след". Странно, что и сам курский губернатор в своей речи ограничился только перечислением тех нарушений, которые допустили облизбирком и краевой суд, попутно обвинив в "сговоре" мэра Курска Сергея Мальцева, одного из кандидатов Виктора Суржикова и правоохранительные органы области.
В заключение своей речи Руцкой попросил Верховный суд остановить процесс выборов в области, а Центризбирком - прислать независимую комиссию для расследования всех обстоятельств дела. И ни слова о виновности Кремля.
Надо отдать должное сенаторам, которые не захотели слушать оппонента Руцкого - главу законодательного собрания Курской области Виктора Черных, попытавшегося еще раз перечислить все грехи снятого с предвыборной дистанции губернатора. А сам глава области, вероятно, и не надеясь получить поголовную поддержку со стороны коллег, все время упирал на то, что он "ни о чем не просит, кроме понимания". Что, впрочем, сенаторы и сделали. Ведь та формулировка, которой они ограничились, фактически не означает ничего, кроме устной констатации этого самого "понимания". Члены верхней палаты так и не стали принимать обращение к президенту Владимиру Путину, зато "протокольно поддержали" его просьбу обратиться в Верховный суд, куда Руцкой пообещал прийти "завтра-послезавтра".
В общем, ожидаемого всплеска эмоций так и не случилось. Вряд ли кому-то из губернаторов, у большинства из которых скоро грядут перевыборы, хочется повторить судьбу Александра Руцкого. Кремль наглядно показал, как тяжело быть оппозиционером, особенно если твои родственники занимаются бизнесом на подконтрольной тебе территории. Либо революционер, либо бизнесмен - перед таким выбором поставлены теперь все губернаторы. Возможно, именно поэтому продолжения губернаторских волнений в ближайшее время ждать не стоит.
После выступления курского губернатора сенаторы занялись обычной законодательной работой. Верхняя палата отклонила Кодекс об административных правонарушениях с предложением создать согласительную комиссию, так как документ, по словам Николая Федорова, в нынешнем виде содержит в себе "существенные опасности". Кроме этого на вчерашнем заседании была создана рабочая группа по изучению ситуации в топливно-энергетическом комплексе страны. Сенаторы также заслушали выступление заместителя генерального прокурора Василия Колмогорова, который рассказал о ходе следственных действий по уголовным делам, возбужденным по статьям "Злоупотребление должностными полномочиями" и "Превышение должностных полномочий". По его словам, уже установлен ряд лиц из числа госчиновников, которые совершали незаконные сделки с государственными ценными бумагами. В частности, более 170 человек "играли на рынке ГКО". По этому делу, отметил Колмогоров, уже допрошены бывший министр финансов Михаил Задорнов, а также бывший глава Центробанка Сергей Дубинин и бывший его заместитель Сергей Алексашенко.