МИНУВШИЕ выходные в подмосковном пансионате "Бор" прошла конференция "Россия на рубеже веков", устроенная Межрегиональным фондом информационных технологий. Целью мероприятия, в котором приняли участие ведущие российские политологи, экономисты, а также зарубежные парламентарии, было выяснить, что же ждет Россию в новом тысячелетии в свете реформ по укреплению вертикали власти, проводимых Владимиром Путиным. Немало внимания было уделено и обсуждению проблемы информационной безопасности, состоянию военно-промышленного комплекса и роли нашего государства в процессе всемирной глобализации.
Основные нерешенные проблемы, с которыми Россия вступает в новое тысячелетие, обрисовал в своем докладе президент фонда "Российский общественно-политический центр" Алексей Салмин, который открыл заседание. По его словам, это прежде всего проблемы взаимоотношений Православной Церкви и власти, реституции, а также самоопределения России с системой государственного устройства. Речь идет прежде всего о том, что сложившаяся ситуация в любой момент позволит вполне конституционным путем превратить Россию в унитарное государство.
Свое видение возможных последствий реформы властной вертикали представил директор фонда "Политические исследования" Андрей Федоров. По его словам, больше всего сомнений вызывает целесообразность увеличения числа субъектов государственной власти, так как управлять ими станет гораздо сложнее. Речь, конечно же, идет об образовании структуры под названием Госсовет с его правовой неопределенностью. Немало вопросов вызывают и перспективы дальнейшего существования Совета Федерации.
Однако наиболее жаркую дискуссию вызвал вопрос образования семи федеральных округов. Федоров, сравнив систему округов с республиками СССР, предположил, что Россию в будущем вполне может ожидать судьба Советского Союза. По его словам, округа являются искусственными политическими образованиями, не подкрепленными законодательной базой. Однако уже сейчас во всех регионах идет перестройка под новую систему, что влечет за собой, к примеру, распад региональных ассоциаций. В подтверждение этого Федоров привел в пример ряд правительственных изданий, в которых информация дается уже не по субъектам, а именно по федеральным округам. Что касается института полпредов, то, по словам Федорова, пока он представляет собой лишь еще одну ступень на пути к укреплению российской бюрократии, поскольку при фактическом отсутствии весомых полномочий вся деятельность представителей президента сводится к контролю по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным.
Тем не менее участники конференции пришли к выводу, что для России будет гораздо опаснее, если реформы остановятся на полпути. А довести начатое до конца невозможно без создания единого контролируемого информационного пространства. Как известно, определенные шаги в этом направлении уже проделаны - достаточно вспомнить недавний указ президента, согласно которому главы региональных телекомпаний назначаются Центром без согласия губернатора. Однако мнения участников конференции относительно того, не приведет ли подобная информационная "уравниловка" к ущемлению свободы СМИ, разошлись. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по информационной политике Бориса Резника, восприятие доктрины информационной безопасности как документа, который ставит все СМИ "под государственный пригляд", крайне ошибочно. По его словам, несмотря на все слухи, российские средства массовой информации до сих пор не утрачивают свободы. Между тем он отметил, что та свобода, которую предоставляет средствам массовой информации нынешний закон о СМИ, и породила их "продажность и ангажированность", а также снижение ответственности за публикуемые материалы. Именно поэтому поправки к закону, которые приведут его в соответствие с новыми реалиями, просто необходимы.