С новыми полномочиями Совет безопасности вполне сможет заменить собой правительство страны.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
ВОПРОСАМ реформирования военной организации государства было посвящено состоявшееся вчера совещание членов Совета безопасности России. Открывая заседание, президент России Владимир Путин заявил: "Через месяц мы должны выйти на окончательные решения". Владимир Путин пояснил замену сегодняшнего заседания Совета безопасности на совещание тем, что до сих пор "не все, к сожалению, готово для принятия решения".
В документах, подготовленных к заседанию Совета безопасности, отмечено, что в ходе первого этапа военной реформы не удалось обеспечить роста ключевых параметров, характеризующих качественное состояние компонентов военной организации государства, а именно - обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми средствами для организации боевой подготовки, оснащения современным вооружением, военной и специальной техникой, увеличения размера денежного довольствия военнослужащих. Подчеркивается, что во всех силовых министерствах и ведомствах до предела обострены социальные проблемы военнослужащих и гражданского персонала.
Констатируется, что такое положение создает реальную угрозу национальной безопасности РФ и объективно требует внесения корректив в государственную политику в области военного строительства, принятия и реализации комплекса неотложных и жестких мер по реформе военной организации, взаимоувязанных с реальными возможностями экономического строя. По словам аналитиков, речь идет о наметившемся за последнее время ослаблении функций государственного управления военным строительством и отсутствии единой системы планирования этого процесса. По-прежнему отмечается несоответствие структуры, состава и численности военной организации государства экономическим возможностям страны и незавершенность формирования нормативной правовой базы военного строительства и функционирования военной организации государства. Многие необходимые законы до сих пор так и не приняты. К их числу следует отнести, в частности, "Закон о Вооруженных силах", "Закон о военном положении", "О чрезвычайном положении". К слову говоря, все предложения Генерального штаба Вооруженных сил из этих законов практически выхолощены. В частности, если принять закон "О чрезвычайном положении" в таком виде, в котором он сейчас находится на согласовании, есть возможность воскресить ситуацию в Чечне 1994-1995 гг.
Президент России Владимир Путин отметил, что основные параметры военного строительства, предложенные Советом безопасности, будут соблюдены. На практике это означает сокращение более 400 тыс. военнослужащих Вооруженных сил и других силовых структур России. Наибольшее сокращение ожидается в Вооруженных силах РФ - 365 тыс. военнослужащих. Существенной реорганизации других двенадцати федеральных министерств и ведомств, в которых действующими нормативными актами предусмотрена военная служба, не предполагается.
По существу, Советом безопасности предусматриваются всего лишь небольшие косметические правки военной организации государства. Никаких других судьбоносных решений пока не планируется, за исключением предстоящей в отдаленном будущем "девоенизации" Гостехкомиссии России (федеральной структуры, занимающейся защитой информации) численностью несколько сот военнослужащих. Все остальные компоненты военной организации государства остаются практически без изменений, за исключением Вооруженных сил, в очередной раз подвергаемых крайне болезненному сокращению.
Вместе с тем от заседания к заседанию Совета безопасности аналитиками отмечается стойкая тенденция к увеличению роли этой структуры в управлении всеми занимающимися национальной безопасностью органами исполнительной власти, в том числе и при решении практически всех вопросов, относящихся к совершенствованию военной организации. В частности, при Совете безопасности в настоящее время создано немалое количество межведомственных комиссий, которые фактически подменяют федеральные органы исполнительной власти, в первую очередь правительство Российской Федерации. Даже Управление военной инспекции (с достаточно непонятными функциями) - и то имеется в составе аппарата Совета безопасности. Совершенно естественным образом в течение последнего времени решения Совета безопасности - органа, осуществляющего только подготовку указов и распоряжений президента России, - стали обязательными для исполнения всеми федеральными структурами государства. Однако и этого, оказывается, мало.
Как стало известно "НГ" из информированных источников, разработаны предложения о повышении статуса Совета безопасности РФ. В частности, признается целесообразным привести его полномочия в соответствие со степенью ответственности его за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Эксперты аппарата Совета безопасности полагают, что прежде всего необходимо законодательно или соответствующим указом президента РФ закрепить порядок, согласно которому решения СБ, а также решения совещаний членов Совета, утвержденные президентом России, были бы обязательны для исполнения всеми государственными органами и должностными лицами. Секретарю Совета безопасности, считают в аппарате Совета безопасности, должны быть предоставлены полномочия по контролю государственных органов и должностных лиц в части, касающейся выполнения решений Совета безопасности.
Кроме того, предполагается, что аппарат СБ РФ наряду с обеспечением деятельности СБ должен стать рабочим органом президента РФ по реализации его полномочий в сфере обороны страны и безопасности государства. При этом, полагают аналитики Совета безопасности, следует исходить из того, что управляет органами, силами и средствами обеспечения обороны страны и безопасности государства президент РФ, а секретарь и аппарат СБ РФ лишь обеспечивают деятельность президента РФ в этой сфере.
Что же в итоге? В итоге мы получим в недалеком будущем административного супермонстра, объединившего функции Ставки Верховного Главнокомандования, Государственного комитета обороны и Генерального штаба одновременно. Укрепится ли от этого оборона и безопасность государства - вопрос риторический. В этой связи непонятна позиция, занимаемая Министерством обороны и Генштабом России, поскольку новые функции Совета безопасности фактически разрушают исторически сложившуюся систему управления военной организацией страны.