СУДЯ по тому, как начинала свою работу весенняя сессия третьей Государственной Думы, трудно было предполагать, что в дальнейшем выражение "прокремлевская нижняя палата парламента" обретет буквальный смысл. Изначально планировалось, что после декабрьских выборов в парламент главной опорой нынешней власти станет фракция "Единство", которая, набрав неожиданно большое количество голосов и став второй по численности фракцией после КПРФ, обеспечит Кремлю серьезную поддержку вносимых им законопроектов. В абсолютные союзники президенту и правительству прочили и СПС, тем более что правые набрали значительное количество мест в Думе. Конечно же, это произошло не без "помощи" Владимира Путина, имя которого правые использовали на благо своей избирательной кампании. Кроме того, на стороне власти оказалась и прокремлевская группа "Народный депутат", состоящая из одномандатников, большинство которых на выборах поддерживал Центр.
Однако уже первые дни работы Думы внесли свои коррективы в расстановку политических сил в нижней палате. Речь идет о заседаниях, на которых фракции распределяли руководящие думские кресла. Точнее, о неожиданном для демократов альянсе КПРФ и "Единства", которые, объединившись, помогли Геннадию Селезневу стать спикером. Напомним, что эту ситуацию фракции СПС, "ЯБЛОКО" и ОВР расценили как личное оскорбление и нежелание считаться с думским меньшинством, каким по сравнению с "гигантами" Бориса Грызлова и Геннадия Зюганова они фактически и оказались. Свой протест фракции выразили по-парламентски, в полном составе покинув зал заседаний. Однако не стоит забывать и историю с дальнейшим дележом постов руководителей комитетов и вице-спикеров, в течение которого "большинство" специально держало ряд должностей для "меньшинства" (ради банального соблюдения демократических прав), занять которые "меньшинство" долго не спешило. Ситуация выглядела столь серьезно, что многие аналитики заговорили о парламентском кризисе и о невозможности продолжать нормальную работу парламента. В конце концов все закончилось миром, однако не будет преувеличением сказать, что именно этот случай заставил СПС скорректировать свое отношение к президенту. После этого лидеры фракции все чаще начали заявлять, что Владимира Путина они поддерживают, но с "оговорками", смысл которых сводился к гарантиям демократических прав и свобод человека.
Совершенно другие метаморфозы происходили с фракциями, изначально оппозиционными. Примером этого могут служить и "Отечество - Вся Россия", которая явно уменьшила свой боевой настрой по отношению к Кремлю, и депутатская группа "Регионы России", которую возглавляет бывший овээровец Олег Морозов. Как показывают результаты последних голосований по кремлевским законопроектам, эти парламентские образования практически всегда их поддерживали, и, таким образом, меньшинство постепенно влилось в большинство. Примечательно, что и фракция КПРФ зачастую одобряла многие президентские законопроекты. В частности, закон о формировании Совета Федерации коммунисты поддержали подавляющем большинством - 70 депутатов из 88.
То, что нынешняя Дума беспрецедентно лояльна к президенту и правительству, лучше всего подтверждают цифры. Подводя итоги работы весенней сессии, глава парламента Геннадий Селезнев отметил, что правительство стало более активно направлять законопроекты в Госдуму. Так, если в нижнюю палату прошлого созыва только 40% законопроектов вносилось исполнительной властью, то сейчас этот процент намного увеличился. При этом спикер считает идеальным вариантом ситуацию, когда 85-90% законопроектов будут поступать в Думу от правительства и президента. Увеличение "коэффициента полезного действия" Кремля и Белого дома говорит о том, что нынешняя исполнительная власть наконец-то добилась нормальной взаимной работы с Госдумой. Центр отныне не боится, что любая его законодательная инициатива будет заблокирована исключительно по политическим мотивам. О таком консенсусе президент Борис Ельцин и все его премьер-министры могли только мечтать. Как заметил Селезнев, в последние месяцы правления Ельцина в Госдуме не осталось ни одного депутата, который бы поддерживал бывшего президента. Сейчас ситуация кардинально изменилась: новый президент Владимир Путин имеет не только свою фракцию и депутатскую группу, но и симпатии депутатов других фракций и групп.
Однако главным индикатором усиления лояльности нижней палаты парламента по отношению к президенту стал именно пакет законодательных инициатив Владимира Путина по укреплению властной вертикали. Борьба за путинские законопроекты, которую нижняя палата парламента вела с Советом Федерации последние недели, способствовала объединению абсолютного большинства депутатов Думы с президентом. И в этом расчет Кремля был точен - поддерживать инициативы думцев заставила не столько убежденность в необходимости реформ, сколько открытые и не всегда сдержанные обвинения сенаторов. Кроме того, давление, которое губернаторы пытались оказать на депутатов, сработало против самих сенаторов. Возможно, это произошло потому, что Дума постепенно подошла к осознанию своей возможности стать "последней законодательной инстанцией", действительно самостоятельным и в какой-то мере независимым органом власти. Но, разумеется, при том условии, что она должна оставаться единой и не противостоять президенту. Накануне своего ухода на каникулы думцы продемонстрировали это еще раз. При голосовании по поправкам в Налоговый и Бюджетный кодексы парламентарии почти полностью согласились с предложениями правительства.
Такая ситуация совсем не устраивает "обиженных" Думой сенаторов. Думается, члены Совета Федерации сейчас будут разыгрывать еще один заготовленный козырь - реформу Государственной Думы. Слух о том, что нижнюю палату тоже будут серьезно реформировать, как и верхнюю, пошел именно из Совета Федерации. Депутатов припугнули, что Кремль намеревается значительно снизить партийную квоту, отдав предпочтение выборам по мажоритарной системе. Однако вряд ли это действительно входит в планы Кремля. Президент не раз заявлял, что нормальное гражданское общество невозможно без партстроительства, без сильных политических партий, которые могли бы стать достойными соперниками власти. Но деятельность партий невозможна без их представительства в высшем законодательном органе власти. Об этом, в частности, заявил и глава администрации президента Александр Волошин на встрече с лидерами депутатских фракций. Обменявшись претензиями по поводу "не совсем интенсивной законотворческой работы", представители Госдумы и Кремля заключили между собой своеобразное соглашение о том, что в будущем их связи станут еще теснее, встречи - регулярнее и к ним подключатся еще и вице-премьеры. Таким образом, выражаясь словами экс-депутата Бориса Березовского, Госдума действительно становится "юридическим отделом исполнительной власти". Возможно, на нынешнем этапе радикальных реформ, задуманных президентом и правительством, такое тесное взаимодействие ветвей власти просто необходимо, однако есть опасность уменьшения роли парламента, в частности и парламентаризма вообще, что крайне вредно для демократии.