0
731
Газета Политика Интернет-версия

20.07.2000 00:00:00

Закон о формировании СФ принят, теперь дело за президентом

Тэги: Дума, закон


Дума, закон Сопредседатель согласительной комиссии от Госдумы Валерий Гребенников может теперь только посочувствовать сенаторам.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

КАК и предсказывала "НГ", вчера Государственная Дума большинством голосов все же одобрила согласованный вариант закона о формировании Совета Федерации. Депутаты пошли навстречу сенаторам и проголосовали "за" 306 голосами, "против" - 88. Однако предугадать исход голосования по второму законопроекту - "Об общих принципах..." было гораздо сложнее. Еще во вторник в кулуарах Думы звучали сомнения в том, удастся ли набрать положенные по регламенту 300 голосов, что необходимо для преодоления вето верхней палаты. Ведь, как предположили источники "НГ" накануне, кремлевский "наказ" депутатам поддержать первый согласованный законопроект был обоснован именно тем, что идти на вето по закону о формировании Совета Федерации было бы достаточно рискованно. По предварительным подсчетам, количество депутатов, готовых проголосовать за него, буквально балансировало на грани конституционного большинства. Но худшие опасения не сбылись - вето было преодолено с большим "запасом" - "за" проголосовал 361 депутат. Тем самым нижняя палата парламента продемонстрировала свою способность противостоять сенатскому корпусу, если в этом будет необходимость.

Впрочем, если по первому законопроекту перед Думой и стоял выбор, что предпочесть - вето или компромисс, то во втором случае депутаты были "скованы" рамками определенной законом процедуры. Сенатское вето в любом случае необходимо было преодолевать, но весь вопрос - когда. Дело в том, что первоначальный настрой отказаться от согласительной комиссии депутаты позднее сменили на готовность вместе со своими коллегами из верхней палаты поработать над законом. Но, по словам сопредседателя согласительной комиссии от Госдумы Валерия Гребенникова, члены Совета Федерации не представили на обсуждение ни одной своей поправки, что сделало дальнейшее существование комиссии бессмысленным. Теперь законопроект пойдет прямиком на подпись к президенту, минуя Совет Федерации. Заметим, что "благодаря" самим сенаторам он принят в гораздо более жесткой редакции, чем предлагал Путин. Напомним, что согласно думскому варианту президент на основании решения судебных органов и последующего представления генпрокурора имеет право временно отстранять, а также освобождать от должностей глав исполнительной власти субъектов РФ в случае нарушения ими законодательства. Кроме этого документ предоставляет президенту право распускать региональные парламенты в случае нарушения ими федерального законодательства путем внесения главой государства соответствующего закона в Думу.

Впрочем, все происходящее как будто вписывается в заранее написанный сценарий. Такой достаточно жесткой мерой нижняя палата парламента четко дала понять, что силы для преодоления губернаторского противостояния у нее всегда найдутся. Однако думцы продемонстрировали и то, что становиться зачинщиками раздора они не желают, пойдя на компромисс по закону о порядке формирования Совета Федерации. Ведь нижняя палата парламента могла действовать и другим путем - попросту отложить голосование по этому закону до осени, предварительно убедившись в возможности преодоления вето на примере второго законопроекта. Теперь же роль "зачинщиков парламентского кризиса", похоже, придется играть губернаторам. Они абсолютно не воспринимают принятие согласованного варианта закона как факт, способный компенсировать им моральные убытки от преодоления вето на второй законопроект. Если до вчерашнего дня еще можно было говорить о возможности одобрения закона о формировании Совета Федерации сенаторами 26 июля, то теперь, похоже, их настрой стал более радикальным. Как выразился президент Чувашии Николай Федоров, преодоление Думой вето "ослабляет шансы на одобрение СФ закона о формировании верхней палаты". А также, видимо, и остальных значимых законопроектов, которые выносит на рассмотрение верхней палаты Кремль.

Имеются в виду прежде всего Налоговый кодекс и бюджет 2001 года. Не исключено, что Совет Федерации воспользуется своим правом "последней инстанции", чтобы, в свою очередь, продемонстрировать силу, как это сделала Государственная Дума. И хотя Николай Федоров, отвечая на вопрос, будут ли сенаторы блокировать пакет налоговых законопроектов, неопределенно сказал, что "сенаторы являются рациональными людьми и действуют не исходя из эмоций", тенденцию к намечающемуся противостоянию по этим законам можно наблюдать уже сейчас. К примеру, мэр Москвы Юрий Лужков вчера назвал "исключительн о опасными и вредными" предложения правительства по поправкам в Налоговый кодекс, а распределение средств в федеральный и региональные бюджеты по схеме "30 на 70" означает, что потенциал бюджета в целом будет резко снижен, т.е. субъекты РФ, которые сейчас самостоятельны, перейдут в разряд дотационных.

* * *

По данным источников в правительстве, в ходе проходивших в выходные дни интенсивных консультаций между представителями Думы и кабинета министров удалось согласовать позиции по пакету налоговых законов. По всем спорным вопросам достигнут компромисс. Правительство пошло на ряд уступок. Не удалось добиться полной отмены налогов с оборота - 1% от выручки предприятий будет направляться на поддержание и развитие российской дорожной сети. Для реального сектора экономики этот процент будет означать изъятие 50 млрд. рублей. При этом правительству удалось уговорить депутатов не прислушиваться к предложениям некоторых сенаторов об установлении дорожного налога в размере 2%. Некоторым успехом исполнительной власти можно считать договоренность о том, что средства на строительство дорог будут направляться не в региональные дорожные фонды, а в бюджеты субъектов федерации. Предполагается, что это облегчит контроль над прохождением этих финансовых потоков.

Депутатам удалось настоять на своих предложениях относительно введения единого социального налога. Выплаты в Пенсионный фонд будут включены в его состав не с 2003 года, как предлагал кабинет, а уже с января 2001, одновременно с отчислениями в другие социальные фонды. Правительству не удалось настоять на своих предложениях по минимальной ставке единого социального налога - она будет составлять не 10%, как первоначально предлагало правительство, и не 5% - промежуточный компромиссный вариант, а всего 2%. Таким образом, наиболее высокооплачиваемым гражданам придется делиться с государством лишь 15% своих доходов - 13% подоходный налог и 2% через фонд оплаты труда.

Решено также сохранить льготы по НДС для СМИ еще на два года и отложить до 2002 года введение этого налога на производителей лекарств. Довольно сложной оказалась схема компромисса по вопросу о сохранении льготы по НДС для строителей муниципального жилья. Из-за этой льготы бюджет ежегодно недополучает 16 млрд. рублей, и правительство в числе ряда других налоговых льгот предложило отменить и ее. Однако на сохранении нынешнего порядка настаивала группа депутатов, особенно активно - Георгий Боос. Они утверждали, что отмена льготы приведет к сокращению объемов жилищного строительства. В конце концов решили сохранить льготу, но только при условии, если государственное участие в строительстве составляет более 50%. Кроме того, будет полностью отменен налог на приобретение автотранспортных средств, а также налог на горюче-смазочные материалы - впрочем, его собираемость и так составляет лишь 17%.

Правительственные планы налоговой реформы будут, по-видимому, утверждены парламентариями лишь частично. Из четырех обсуждавшихся на весенней сессии глав НК лишь одна (о подоходном налоге) оставлена депутатами без принципиальных поправок. В вопросе о едином социальном налоге Дума пошла даже дальше правительства, включив в него выплаты в Пенсионный фонд и более последовательно, чем предлагалось в поступившем в парламент законопроекте, проведя принцип регрессии шкалы социального налога. Впрочем, установление его минимальной ставки в размере 2% может привести к новым злоупотреблениям, когда работодатели будут платить (естественно, лишь "на бумаге") не заниженную, как сейчас, а завышенную зарплату, чтобы пропустить как можно большую долю своей выручки через фонд оплаты труда, заплатив с него как можно меньше налогов. Что касается акцизов на бензин, то депутаты не согласились повышать их так сильно, как это предложило правительство. Последствия такого решения будут двоякими - с одной стороны, цены на бензин не вырастут так сильно, как ожидалось, но, с другой - правительству труднее компенсировать доходы бюджета, выпадающие из-за снижения других налогов. Вице-премьер Алексей Кудрин уже заявил, что при доработке бюджета следующего года правительству придется пойти на некоторое сокращение расходов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2558
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3174
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2348
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4158

Другие новости