- АЛЕКСАНДР АльбертовиЧ, одна из сенаторских поправок к закону о принципах формирования Совета Федерации гласит, что выборы в верхнюю палату нужно сделать прямыми, с помощью всенародного голосования. Как вы относитесь к этому предложению?
- В этом, естественно, есть определенные плюсы. Но надо иметь в виду и вторую сторону этого вопроса. Согласно Конституции выборы депутатов Госдумы могут быть только прямыми. Однако что касается Совета Федерации, то Конституция предусмотрела такую формулировку, как "формирование" верхней палаты. Это подразумевает как прямое избрание, так и применение других процедур. Например, таких, которые предложил в своем законопроекте президент. В его варианте, видимо, тоже есть определенные плюсы, потому что представительный орган - это избранные депутаты, то есть несколько десятков человек. Поскольку они получили полномочия от граждан регионов выражать и реализовывать их интересы, они и получают по концепции, предложенной Путиным, право назначать представителя Совета Федерации. Это предложение логично еще и потому, что не требует назначения и проведения специальных выборов. Ведь у нас в России и так очень большое количество выборов. Надо иметь в виду и определенную усталость от выборов, которая постепенно вырабатывается у избирателя. Поэтому предложенный Путиным способ формирования верхней палаты парламента вполне приемлем. Хотя проводить прямые выборы, может быть, и более демократично - все-таки будет прямая связь сенатора со своими избирателями.
- Не секрет, что любая избирательная кампания - большая нагрузка на бюджет. Во сколько обойдутся прямые выборы в верхнюю палату парламента и насколько они будут "дороже" по сравнению с организацией выборов депутатов Государственной Думы?
- Я не думаю, что эти выборы по стоимости серьезно отличались бы от выборов президента РФ, на которые было потрачено 1,4 миллиарда рублей, или от выборов депутатов Госдумы. Если говорить о возможном варианте выборов членов Совета Федерации, то они стоили бы примерно столько же.
- В чем специфика финансирования кандидатов, участвующих в такого рода избирательной кампании?
- У нас ведь уже была практика выборов членов Совета Федерации напрямую. Давайте вспомним 1993 год, когда выносились на суд народа и Конституция, и кандидатуры сенаторов. Каких-то серьезных отличий по сравнению с выборами депутатов Госдумы не было. Единственное отличие заключается в том, что в них уже не будут участвовать партии, партийные списки. Партии смогут лишь поддерживать определенного кандидата, но непосредственного выдвижения ими не будет. Так что схема 1993 года вполне могла бы подойти - тогда выборы проводились по двухмандатным округам. От каждого субъекта избирались два представителя, как это записано в Конституции. Но тогда нужно будет ставить условие, при котором и законодательный орган будет предлагать несколько кандидатов, и исполнительный. И совсем необязательно, что это будут люди, непосредственно работающие в структурах той или иной ветви власти. А судьей будет избиратель, народ. И в этом случае наверняка не случится того, чем пугает президент Чувашии Николай Федоров, говорящий, что заинтересованные лица будут назначать своих родственников или "удобных лиц".
Проблемы написания закона и проведения таких выборов не существует. Проблема в другом - что выбрать. Большинство политических сил сейчас выбирают формирование верхней палаты через назначение. И это не противоречит Конституции и не требует больших финансовых затрат.
- Кто в случае принятия поправки будет проводить выборы, окружные комиссии или ЦИК? Ведь фактически схема выдвижения в верхнюю палату будет напоминать выдвижение кандидатов в одномандатных округах.
- Это будут выборы федерального масштаба, и главным органом будет именно Центральная избирательная комиссия. Именно мы будем обладать всеми правами организации этого избирательного процесса и контроля за ним, в том числе в вопросах финансирования.
- Уже сейчас циркулируют слухи о том, сколько могло бы "стоить" место в новом Совете Федерации. Можно ли противостоять подобному "способу" его формирования?
- Можно и нужно. Процедура, которая предлагается президентом и Госдумой, как раз дает определенные гарантии того, что места в Совете Федерации не будут покупать-продавать. По их предложению, в процессе назначения сенаторов должен участвовать не один человек, а определенный коллегиальный орган. Если говорить о Законодательном собрании, то там вопрос будет решать не один председатель, а все депутаты. И всех "купить" довольно сложно. Тем более что в законе прописаны требования, при которых кандидат должен отчитываться о доходах, об имуществе. Именно поэтому предложение губернаторов, согласно которому они могли бы лично назначать и снимать своих представителей, по-моему, опасно. Должна быть страховка, противовес, иначе даже святой человек может поддаться искушению.
- В ближайшие дни Владимир Путин собирается подписать указ о формировании рабочей группы по совершенствованию избирательного законодательства. Она, в частности, будет заниматься разработкой закона о партиях. Вы, помнится, неоднократно высказывались за необходимость его существования. Чем прежде всего обусловлена эта необходимость?
- Это действительно наша инициатива. Для того чтобы на следующих выборах избежать многих недостатков, которые пока еще существуют в нашем законодательстве, закон о партиях необходим. И с нами согласны Владимир Путин и ряд представителей Государственной Думы. Именно из-за отсутствия такого закона мы сталкиваемся со множеством сложностей в избирательном процессе. В данном случае мы готовы в порядке инициативы взять на себя работу по подготовке такого проекта закона, который будем готовить, опираясь на те наработки, которые есть в Государственной Думе, а также в администрации президента. И я не исключаю, что это будет распоряжение, согласно которому (по нашему предложению) будет создана рабочая группа, которая проанализировала бы нашу практику применения избирательного законодательства и предложила бы комплекс мер по его совершенствованию. В том числе и закон о политических партиях. Если эта работа будет проведена, если выйдет такой закон, то только политические партии (наряду с избирателями, разумеется) будут получать право быть участниками избирательной кампании. А образования под названием "Общественно-политические объединения" этого права будут лишены.
- Какие конкретно параметры партийной деятельности необходимо, на ваш взгляд, отрегулировать?
- Раз государство будет давать возможность политическим партиям легально, конституционно претендовать на власть путем выборов, то оно вправе предъявлять им и определенные требования. Раз по Конституции Россия - это правовое демократическое государство, тогда та организация, которая претендует на власть в нем, должна быть также демократической. Поэтому законодатель должен будет сформулировать демократические принципы, которые обязательно должны быть обозначены в уставе политических партий и которые должны реализовываться на практике. Мы не можем позволить, чтобы это были партии "вождистского" типа, экстремистского типа, в которых нет никаких демократических устоев и целей. И демократическое государство, наверное, в свою очередь, должно будет стимулировать развитие таких партий, помогать им, в том числе и финансовыми средствами. Но в зависимости от той поддержки, которую они получают от избирателей. Если же партии будут получать постороннюю финансовую поддержку, то они также должны будут отчитываться перед государством и обществом - кто за ними стоит, кто дает деньги.
- Какие из ныне существующих политических организаций в случае принятия такого закона прекратят свое существование?
- Я думаю, вопрос так ставиться не будет. Они просто должны будут и свою деятельность, и свои уставы привести в соответствие с требованиями, которые определит законодатель. И этих требований не должно быть много, не нужно детализации уставной деятельности. Но принципиальные вещи - финансовая прозрачность, демократические устои, подконтрольность, возможность проверки того, что декларируемые цели соответствуют истине, а также то, что они действительно являются массовыми общероссийскими организациями, - должны быть обязательно прописаны. Поэтому для тех, кто в выборах неоднократно участвовал и при этом получал достаточное количество голосов, проблем быть не должно. Иногда ведь партии у нас возникают по одной причине - группе людей требуется "раскрутка", и для этого используется избирательная кампания. Сознавая, что полноценной партии не получится, какие-то политические, а иногда и коммерческие дивиденды они все же получают. В результате в 1995 году в выборах участвовало 43 объединения и блока, а в 1999 - 26. Это очень и очень большие цифры.