Президент Чувашии Николай Федоров (справа) - один из лидеров сенаторской оппозиции.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
"ГОСДУМА и Совет Федерации вышли на путь диалога по закону о порядке формирования верхней палаты" - такими словами сенаторы комментировали ход первого заседания трехсторонней согласительной комиссии. Однако ни о каком "взаимопонимании" речь, разумеется, не идет - как известно, в понедельник обеим сторонам так и не удалось окончательно договориться ни по одному пункту поправок. Хотя уже тогда депутаты Госдумы вроде бы согласились и на "мягкую ротацию" (вчера депутаты с этим согласились окончательно), и на право исполнительной и законодательной власти назначать и отзывать своего представителя из СФ. Но именно первое заседание стало своего рода индикатором, который в полной мере показал, какую тактику выбрали губернаторы в этом противостоянии и как они будут действовать дальше. В конце дня думцы пошли навстречу сенаторам - члены согласительной комиссии нижней и верхней палат парламента большинством голосов поддержали одну из важнейших губернаторских поправок, предоставляющую право губернаторам назначать своих представителей в СФ без согласования с законодательными собраниями регионов.
Согласившись в понедельник не менять концепцию законопроектов (хотя именно это, согласно "таблице возражений", грозило закону), сенаторы представили в Думу еще одну таблицу, состоящую теперь уже из тринадцати пунктов поправок.
Из тринадцати поправок лишь три носят "принципиальный" для губернаторов характер, остальные - это предложения скорее технического плана. Первая поправка выглядит так: "представитель в Совете Федерации от исполнительного органа назначается высшим должностным субъектом РФ на срок его полномочий без согласования с законодательным органом". Вторая касается полномочий члена Совета Федерации, которые "могут быть прекращены досрочно по решению законодательного и исполнительного органов, если сенатор ненадлежащим образом исполняет возложенные на него обязанности". Третья важная поправка говорит о том, что "представитель в Совете Федерации от двухпалатного парламента избирается на половину срока полномочий любой из палат". Кроме того, сенаторы настаивают на повышении возрастного ценза до тридцати лет.
Первое предложение давно выдвигалось сенаторами как одно из основных пожеланий, и Государственная Дума уже смогла определиться с позицией по этому вопросу, склоняясь к поддержке сенаторов. Но лишь частично. По словам сопредседателя комиссии от Госдумы Валерия Гребенникова, новые члены СФ должны назначаться не единолично губернатором, а коллегиально - органом исполнительной власти в лице правительства или администрации субъекта РФ. Со второй поправкой депутаты также вполне могли согласиться. Она, с одной стороны, абсолютно вписывается в концепцию законопроекта в целом, с другой - позволяет и губернатору, и Законодательному собранию отозвать из Москвы "ангажированного" Кремлем представителя, как только это станет очевидным. Тем более что решение об отзыве не отдается на откуп одному лишь главе региона.
Бессмысленно было бы ожидать, что вчерашнее заседание принесет реальные плоды - скорее всего истинное решение мы узнаем только в пятницу. Именно тогда согласительная комиссия должна будет расставить точки над "i". Комиссия по согласию в нынешнем виде, безусловно, выгодна и тем и другим - депутаты нижней палаты все еще не теряют надежды избежать преодоления вето, впрочем, как и сенаторы. Однако представители Совета Федерации по-прежнему продолжают делать оговорки, выявляющие их истинные намерения. К примеру, вчера президент Чувашии Николай Федоров вдруг заявил: "Пока рано говорить о том, что Совет Федерации согласен с концепцией закона "О порядке формирования Совета Федерации". По его мнению, "спешка в этом вопросе ни к чему, поскольку вопрос серьезный, и необходимо сохранить конституционность власти и добиться прогресса в отношениях между двумя палатами парламента. А Нижегородский губернатор Иван Скляров оговорился, что сроки ротации членов Совета Федерации для сенаторов не являются принципиальным моментом. Самым же принципиальным, подчеркнул он, "является вопрос о том, будет ли вообще существовать верхняя палата парламента как профессиональный орган на постоянной основе". Видимо, по мысли губернатора, если из верхней палаты уйдут нынешние ее обитатели, то она фактически перестанет существовать.
Все время, которое работает комиссия, сенаторы используют в своих целях. Это не является тайной ни для депутатов, ни для Кремля. Причем это уже не сенаторская "самодеятельность", а целенаправленные действия под руководством спикера верхней палаты Егора Строева.