Михаил Касьянов не сомневается в том, что Госдума одобрит его кандидатуру. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
СОБЫТИЯ, происходившие в минувшие праздничные дни, привлекали к себе широкое внимание. Причем интересом пользовались не столько сама процедура инаугурации президента или празднование 55-й годовщины Победы Советского Союза над нацизмом, сколько прозвучавшие заявления и встречи, которые состоялись у нового руководителя России в первые дни его президентства. И прежде всего многих волновали ответы на вопросы о том, кто же станет председателем правительства и какие фигуры займут ключевые посты в экономическом блоке кабинета министров.
И похоже, что в отличие от своего предшественника, любившего "побаловать" общественность разного рода "рокировочками", новый руководитель государства решил сохранить статус-кво в отечественной исполнительной власти. 7 мая не только состоялось назначение Михаила Касьянова исполняющим обязанности премьер-министра. В тот же день на последнем, прощальном заседании правительства Владимир Путин заявил о том, что подавляющее большинство министров сохранит свои посты.
Вчера же все внимание было приковано к одному событию - внесению на рассмотрение Государственной Думы кандидатуры премьер-министра. Сначала в Думе ждали соответствующего письма от президента к 12.00. Однако позже появились сообщения о том, что кандидатура нового премьера будет внесена только после личной встречи нового президента с исполняющим обязанности премьер-министра Михаилом Касьяновым. Лишь к половине третьего в Думу пришло письмо, в котором в качестве кандидата на пост премьер-министра значилась фамилия Касьянова.
Несмотря на легкие, скорее надуманные признаки интриги в процессе внесения кандидатуры претендента на пост премьер-министра, само выдвижение Михаила Касьянова было предсказано многими. Все последние месяцы он считался наиболее вероятным кандидатом на пост премьер-министра, во многих вопросах подменяя формального руководителя правительства - Владимира Путина. К тому же у Касьянова в отличие от других потенциальных претендентов есть как минимум несколько плюсов. Как полагают эксперты, его кандидатура встретит наименьшее сопротивление в Государственной Думе. Кроме того, на протяжении пяти последних лет Михаил Касьянов весьма активно занимался проблемами урегулирования внешней задолженности России и имеет достаточно устойчивую рабочую репутацию на Западе, что, безусловно, уже в самое ближайшее время может быть востребованным как самим правительством, так и новым президентом России. Хотя налицо весьма отчетливые тенденции улучшения макроэкономических показателей в стране, до сих пор не устранена угроза возврата к кризису. И решающее слово здесь, как ни странно, принадлежит в большей степени внешним кредиторам нашей страны - Парижскому клубу кредиторов и Международному валютному фонду. Если российской исполнительной власти не удастся договориться хотя бы о такой же схеме списания задолженности, какой удалось добиться с Лондонским клубом, все улучшение экономики в нашей стране может оказаться под вопросом из-за непосильного долгового бремени.
Ближайшим для Михаила Касьянова испытанием станет летний саммит "большой восьмерки" в Окинаве. Как отмечают эксперты, именно там возможно принятие принципиального решения о реструктуризации долга России Парижскому клубу кредиторов. И, как ни парадоксально это звучит на первый взгляд, экономических причин для того, чтобы прощать нашей стране долги, западные аналитики видят все меньше. Не случайно в последнее время часто появляются сообщения то о скептицизме Германии в отношении проблемы списания долга России, то о советах МВФ, рекомендующего Парижскому клубу не предпринимать подобного шага.
Уже сейчас многие эксперты предрекают непростую судьбу новому премьер-министру. Дело в том, что если решение о реструктуризации долга Парижскому клубу и будет принято, то скорее всего только по политическим мотивам, причем, возможно, на более тяжелых, чем с Лондонским клубом, условиях. Причем даже если ситуация будет развиваться по этому не самому пессимистичному сценарию, то нашему правительству придется на время отказаться от активно обсуждаемой сейчас идеи снижения налогового бремени для поддержания экономического роста. Ведь, как признался в беседе с корреспондентом "НГ" представитель федерального правительства, максимальный объем внешнего долга, который Россия сейчас в состоянии выплачивать ежегодно, составляет лишь 10 млрд. долл.
Как бы то ни было, но именно Михаилу Касьянову предстоит технически осуществить тот экономический прорыв, который задуман новым президентом России. При этом ему придется не только сглаживать влияние на президента радикальных идей нынешнего экономического советника Андрея Илларионова, но и бороться с соблазном оставить все как есть. Ведь относительно благоприятная конъюнктура цен на нефть, рост золотовалютных резервов Центробанка, увеличение промышленного производства создают иллюзию, что одно только установление нормальных правил игры для субъектов рынка способно существенно улучшить экономическую ситуацию в нашей стране. На самом деле относительное экономическое благоденствие может сойти на нет, если экономический рост не будет поддержан серьезными структурными реформами, в том числе и снижением налогов.
Но после того как Михаил Касьянов будет окончательно утвержден в должности премьер-министра, очень многое в судьбе национальной экономики будет зависеть от того, кто займет ключевые должности в экономическом блоке правительства и какой будет сама его структура.
Как сообщают источники "НГ", до сих пор не определена структура правительства в части распределения обязанностей между вице-премьерами. Не исключен даже такой вариант развития событий, когда в правительстве не будет первого вице-премьера. Источники также не исключают возможности реорганизации некоторых федеральных ведомств. Так, согласно некоторым сценариям может быть ликвидировано Министерство экономики, функции которого в этом случае будут разделены между Минфином, Минторгом и Мингосимуществом. Возможен вариант реорганизации и Министерства топлива и энергетики, которая, как уже писала "НГ", может произойти по отраслевому принципу.
Что же касается персоналий, то фамилии потенциальных кандидатов на министерские кресла циркулируют уже давно.
Фамилии нескольких кандидатов циркулируют уже давно. С очень высокой степенью вероятности можно утверждать, что Алексей Кудрин станет министром финансов и, возможно, первым вице-премьером, если в новой структуре правительства место для него все-таки появится. Во всяком случае, источники "НГ" в самом ведомстве говорили о его возможном назначении министром финансов как о вполне решенном вопросе.
Достаточно высокие шансы сохранить свой пост имеет и Виктор Калюжный, отставки которого, как говорят, в последние месяцы упорно добивались представители правого движения, связываемые с двумя персонами - Сергеем Кириенко и Анатолием Чубайсом, желающими провести на этот пост либо бывшего руководителя Минтопэнерго Сергея Генералова, либо советника премьер-министра Сергея Чижова.
Велика вероятность того, что свои посты сохранят вице-премьеры Виктор Христенко и Илья Клебанов, министр по налогам и сборам Александр Починок, и министр путей сообщения Николай Аксененко, а также министр по связи и информатизации Леонид Рейман.
Гораздо меньше определенности с постами куратора агропромышленного блока и министра экономики. Некоторые информированные источники поспешили сообщить, что в новой структуре правительства может и не быть вице-премьера, курирующего АПК. Что же касается Министерства экономики, то, как сообщают источники "НГ", представители высшего руководства страны помимо функциональных особенностей этого ведомства, недовольны деятельностью обоих основных претендентов на этот пост - нынешнего министра Андрея Шаповальянца и руководителя Центра стратегических разработок Германа Грефа.
Впрочем, как уже неоднократно писала "НГ" и как это ни странно будет звучать на первый взгляд, не столь уж важным кажется, кто конкретно займет тот или иной пост в правительстве. По крайней мере до того момента, пока не будет окончательно готова и утверждена программа стратегического развития России. А этот документ все-таки является плодом коллективного творчества, создание которого в большей степени курирует не правительство, а администрация президента. По сути, новое правительство станет лишь исполнителем, а не творцом стратегии. А в этом случае подбор министров по идее должен осуществляться исключительно под цели, поставленные в этой программе. Хорошо, если появление новой программы по времени совпадет с кадровыми назначениями в правительстве. Но, по нашим данным, программа Германа Грефа еще далека от того, чтобы стать законченным документом, в том числе еще и потому, что в Кремле, ознакомившись с промежуточным вариантом, который, по задумке авторов, мог стать базой для окончательного, были несколько удивлены тем, что предлагает Герман Греф. Ждали от него большего либерализма. Теперь же программу в спешке дорабатывают.