У первого вице-премьера Михаила Касьянова самые предпочтительные шансы возглавить новое правительство. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
Негласный клич, брошенный министерствам, поучаствовать в формировании структуры правительства или по крайней мере представить варианты "оптимизации деятельности" того или иного ведомства, привел к тому, что уже накопилось с десяток планов нового кабинета. Та же участь постигла и администрацию президента - каждый считает своим долгом приложить руку к ее реформированию. Не обходится и без курьезов. Институт стратегических разработок, возглавляемый Германом Грефом, предложил свой вариант такой реорганизации, отказав в праве на существование Совету обороны, который и без того некоторое время назад был ликвидирован.
Все же попытки чиновников, даже очень высокопоставленных, внести хоть какую-то ясность в то, что происходит на самом деле вокруг формирования правительства и администрации, либо сводятся к высокой оценке шансов Михаила Касьянова занять премьерское кресло, либо заканчиваются оговоркой: "Все еще может измениться", фактически дезавуирующей все предыдущие заявления о возможности тех или иных кадровых назначений.
Вчера в Лондоне Владимир Путин также говорил о будущем правительстве. Помимо заверений, что он не собирается совмещать посты президента и главы кабинета министров, что вполне естественно, Путин упомянул своего первого заместителя по кабинету министров, сказав, что Касьянов "является одним из кандидатов" на пост премьера.
Но дальнейшие разъяснения Путина о том, что "не будет технического правительства и технического премьера", несколько диссонируют с заявлением, что он намерен быть "ближе к правительству и работать с ним тесно", продолжая еженедельно встречаться с членами кабинета, а также и с названной кандидатурой премьера.
События последних месяцев как раз говорили об обратном - о том, что в Кремле решили сформировать действительно техническое правительство, которое будет заниматься своими непосредственными обязанностями - приводить в порядок экономику. И тот факт, что разработку стратегии развития страны, в том числе экономической, поручили вопреки сложившейся традиции не Министерству экономики, а специально созданному центру, говорило в пользу этого предположения. Касьянов - потенциальный премьер - курирует создание этой программы не единолично, а наряду с представителями администрации президента и некоторых других членов правительства. Возведение в ранг советников главы государства экономиста Андрея Илларионова, который к кабинету министров никакого отношения не имеет, и его причастность к созданию стратегии также говорят в пользу некоторого урезания полномочий правительства в создании стратегии. Программу в большей степени определяет все-таки не правительство, хотя, естественно, оно в этом участвует.
Самого Касьянова к тому же трудно назвать публичным политиком, что является непременным условием "нетехничности" будущего премьера. Он как раз делает все, чтобы политиком его не считали, - говорит исключительно об экономических проблемах. Во многом именно поэтому и пал выбор Путина и его администрации на Михаила Касьянова, у которого не было собственной "политической истории", как у других претендентов.
Самым ярким примером "нетехнического", а, следовательно, политического главы кабинета министров является Евгений Примаков. Чем закончилась его излишняя "политизированность" - всем хорошо известно. К тому же сейчас в отличие от 1998 г. просто нет необходимости в создании еще одного политического центра тяжести - в Белом доме. Зачем новому президенту собственными руками создавать себе противовес в лице политического премьера, не вполне ясно. И если бы Путину действительно захотелось получить главу кабинета - политика, лучших кандидатур, чем Чубайс или Лужков ему не найти.