Министр по делам печати Михаил Лесин (на фото справа) согласился установить в Интернете правила честной игры, уже разработанные в мировом сообществе. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
ИНТЕГРАЦИЯ России в мировое цивилизованное сообщество невозможна без активной информационной политики государства. И если наша страна действительно хочет, выражаясь словами Владимира Путина, "возродиться в качестве мировой державы", то в ближайшие десять лет ей предстоит серьезно изменить свои позиции, став не наблюдателем, а активным участником информационного процесса. Об этом и шла речь на очередном семинаре в Центре стратегических разработок.
Что же ждет российские средства массовой информации в ближайшей перспективе? Кажется, никаких "наездов" на СМИ, связанных с ограничением свободы слова, пока не предвидится. Но, как предположил генеральный директор РИА "Вести" Алексей Волин, наш рынок средств массовой информации стоит на пороге значительных перемен. В первую очередь они связаны с тем, что количество печатных изданий будет постепенно уменьшаться. Государство тут ни при чем. Просто и владельцы газет и журналов, и рекламодатели уже начали понимать, что гораздо дешевле вкладывать свои деньги в старые, давно раскрученные издания, чем создавать новые. Будут набирать силу региональные СМИ, которые сегодня больше ориентируются не на федеральные, а на местные новости. Настоящая информационная революция, которая давно уже прошла на Западе, ждет и Россию. Это касается появления новостных телевизионных агентств на базе единых мультимедийных технологий. В то же время разрыв общества в получении оперативной информации значительно увеличится: в то время как основная часть населения будет по-прежнему получать информацию через метровые каналы (то есть по телевизору), российский истеблишмент переключится на компьютеры.
Следует ожидать и значительного усиления экспансии России на международном информационном рынке. Это не только СНГ с русскоязычным населением, не только государства, расположенные в орбите жизненных интересов России, но и страны, с которыми мы собираемся развивать торговые и политические отношения. По словам генерального директора Интерфакса Михаила Комиссара, сегодня пока еще очень сложно убедить западного клиента пользоваться российской информацией, хотя наши журналисты зачастую работают гораздо лучше, чем западные. Интерес к России за рубежом велик, о чем, в частности, говорит тот факт, что, по данным SNN, российские СМИ цитируются гораздо чаще иностранных. Но наша журналистика, особенно в Интернете, грешит плагиатом, компроматом и заказными статьями. Интернетчики без зазрения совести воруют информацию у ведущих агентств, не делая на них ссылки, а газетчики, в свою очередь, пользуются данными из Интернета, тоже не ссылаясь на него. Этот замкнутый круг неконтролируемой информационной стихии и порождает недоверие западных, да и отечественных пользователей компьютерной Сети. По мнению Михаила Комиссара, необходимо установить четкие правила игры.
В ответ на эту мольбу министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаил Лесин саркастически заметил: "Когда мы пытались что-то сделать, нам было категорически заявлено, что Интернет - это телефонная среда и мы не имеем права ее регламентировать. Не жалуйтесь теперь на воровство!" Впрочем, затем министр признал, что хотя регулировать Интернет-информацию государство не намерено, но "что-то делать надо", чтобы рынок не мешал, а помогал России развиваться.
Вполне возможно, что в некоторой перспективе российское правительство действительно подготовит программу по развитию отечественных информтехнологий. По крайней мере, все эксперты сошлись во мнении, что сегодня России необходим государственный PR на международном уровне. Впрочем, пыл мечтаний об Интернет-будущем нашей страны заметно охладил министр по связи и информатизации РФ Леонид Рейман. Заявив, что ускоренное развитие телекоммуникаций - это важнейший элемент национальных интересов и национальной безопасности России, он сообщил, что для обеспечения 1% экономического роста государству необходимо иметь 3% роста в телекоммуникационной индустрии. А это инвестиции, и немалые. По самым оптимистическим оценкам, на развитие этой инфраструктуры нам потребуется не менее 20 миллиардов долларов.