ВОЗМОЖНО, предстоящая встреча мэра Москвы Юрия Лужкова с главой Минпечати Михаилом Лесиным по поводу будущего ТВЦ обернется не только очередным публичным скандалом, но и судебным разбирательством, что так любит практиковать столичный градоначальник.
Причиной для новой конфликтной ситуации между Москвой и федеральным Центром стали "старые грехи" ТВЦ в виде двух предупреждений со стороны Минпечати, полученные телеканалом во время ведения затяжной и бескомпромиссной информационной войны. Срок лицензии на вещание у московского телеканала заканчивается 20 мая, и руководители ТВЦ были заранее предупреждены, что из-за зафиксированных ранее нарушений лицензия автоматически продлеваться не будет и нужно готовиться к серьезной борьбе за третью кнопку. Точно такое же испытание предстоит выдержать и ОРТ, у которого тоже два предупреждения от Минпечати и тоже истекает срок лицензии. 24 мая состоится конкурс вещателей на получение "вожделенной телевизионной частоты", и совсем не факт, что Общественное российское телевидение и ТВЦ останутся при своих интересах и на своих кнопках. Несмотря на то что по поводу будущего первого канала слухи ходят тоже разные, большого шума вокруг ОРТ не поднимается. По словам замминистра печати Михаила Сеславинского, в данном случае ОРТ - вовсе не жертва, у него самые высокие шансы выиграть предстоящий конкурс. Чего, конечно, не скажешь о ТВЦ, у которого, по мнению Сеславинского, преимущество "разве что психологическое".
Юрий Лужков прекрасно понимает, что психологический фактор - ничто по сравнению с финансовым. Но с финансами нынче у московского мэра довольно туго, а проиграть телевидение - это по сути проиграть свое политическое будущее. Именно поэтому Юрий Михайлович и ввязался в борьбу за третью кнопку своими "фирменными" методами. Во-первых, по его личному совету руководство ТВЦ обратилось в суд на Минпечать, считая предупреждения, вынесенные лицензирующим органом, незаконными. Однако вместе с тем сам мэр Москвы заявил журналистам, что хотел бы "решить этот конфликт путем переговоров, а не по суду". Суд - это на всякий случай, чтобы напомнить министерству, что московский градоначальник судебные тяжбы, как правило, не проигрывает. Во-вторых, Лужков встречался с Путиным и переговорил с ним насчет своего телевидения. И.о. президента никаких гарантий, конечно, не дал, однако пообещал поговорить на эту тему с министром печати. Проще говоря, глава государства внял этой просьбе и поручил разобраться в этой проблеме на том уровне, которого она заслуживает.
Но Юрий Михайлович, наверное, опять что-то понял не так. Он был уверен, что теперь Михаил Лесин тут же с утра в понедельник явится к нему на ковер и весь вопрос о московском телеканале решится прямо в мэрии. Не решился, однако, потому что у Михаила Лесина, во-первых, со временем туго, а во-вторых, он считает, что ни один министр единолично не может изменить решение, принятое министерством коллегиально.