0
1371
Газета Политика Интернет-версия

08.04.2000 00:00:00

Нацвопрос для президента

Тэги: Путин, программа


В МАЕ президент Путин должен обнародовать свою программу стратегического развития страны. Пока работа над ней идет вяло. В Центре стратегических разработок не выработан единый подход к тому, какой из вариантов следует осуществлять. Говоря об экономике, большинство придерживается умеренно либеральной модели, рассчитывающей на рост в 1,5-3% в год и делающей ставку на улучшение инвестиционного климата. Но есть и такие, как Андрей Илларионов, которые исповедуют более революционный подход, поддерживаемый отдельными высокопоставленными сотрудниками администрации президента и включающий дерегулирование экономики, резкое снижение налогов и таможенных пошлин. Пока в Центре пытаются найти компромиссный вариант. Помимо чисто экономических планов в Центре занимаются и другими насущными проблемами.

Несмотря на то что формально глава государства был избран на четыре года, все говорит о том, что властные амбиции нового хозяина Кремля и его команды простираются на перспективу двух сроков правления. Доказательством тому может служить не только известное письмо трех губернаторов о возможности "президентской семилетки", но и то, что практически все планы, которые обсуждаются сегодня в Центре стратегических разработок, рассчитаны как минимум до 2010 года. Это касается, в частности, и национальной политики России. История показала, что советская марксистская модель национальных отношений себя полностью исчерпала, однако и западная этнополитическая доктрина, рассчитанная на то, что под влиянием урбанизации и глобализации общества этническое самосознание народов будет затухать, в России не срабатывает. Как оказалось, за период между последней советской переписью населения 1989 года и первой российской микропереписью 1994 года в нашей стране возникло 45 новых этнических общностей (всего их стало 172), сохраняющих свою самобытность и особое самосознание.

В последнее десятилетие сформировались такие реальные угрозы государству, как экстремизм и сепаратизм. Центральная власть оказалась не готова предъявить российскому обществу национальную доктрину, которая полностью устраивала бы и республики, и автономии, и государство в целом. Боясь развала России и "успокаивая" национальные регионы, Кремль зачастую потакал сепаратистским настроениям, стараясь не замечать того очевидного факта, что национальные элиты намеренно этнизируют экономические процессы, преследуя свои корыстные интересы в борьбе за бюджетные доходы. Это привело к тому, что принцип "не навреди", который должен стоять во главе угла национальной политики, трансформировался в "ничегонеделание". И на сегодняшний день, по мнению генерального директора Центра этнополитических исследований Эмиля Паина, мы имеем пять основных проблем, которые требуют немедленного разрешения в рамках единой общегосударственной программы. Во-первых, это этнический сепаратизм, наиболее ярко проявивший себя в Чеченской Республике. Во-вторых, межэтническая напряженность в республиках Северного Кавказа и ряде других регионов, перерастающая порой в межреспубликанские противоречия (как в случае с осетино-ингушским конфликтом). В-третьих, это "русская проблема", которая, по словам Паина, "до сих пор вызывает у управленцев неоправданную стыдливость и опасения, что любые проявления интереса к ней могут стать поводом для обвинения в шовинизме". Между тем именно от решения этого вопроса зависит сегодня возможность предотвращения этнического сепаратизма и межнациональных конфликтов. В-четвертых, это проблема коренных малочисленных народов. Автономный статус округов зачастую используется только для того, чтобы бесконтрольно эксплуатировать природные ресурсы региона. В-пятых, это нерегулируемые этнические миграции.

В 1996 году указом Бориса Ельцина была утверждена "Концепция государственной национальной политики Российской Федерации". Тогда федеральной власти удалось в какой-то мере предотвратить разрастание этнического сепаратизма и экстремизма. Однако данная программа не только запаздывала в решении тех или иных проблем, но и была фрагментарной, направленной на погашение конфликтов, вырванных из общеполитического контекста. Теперь специалисты и эксперты предлагают новому президенту совершенно иной подход в развитии национальной доктрины государства. По их мнению, национальная политика до 2010 года должна быть одновременно превентивной, нацеленной на предотвращение наиболее опасных этнополитических тенденций, и целостной, в рамках общей поэтапной стратегии развития России. Было рассмотрено три основных сценария. Первый - "унификационный" подразумевает строительство государства на основе исключительно этнического федерализма. Например, формирование так называемой "русской республики" (по некоторым данным, один из известных политтехнологов активно пропагандирует сегодня именно такую модель будущей России). По мнению экспертов ЦСР, этот сценарий не только абсолютно неприемлем, но и крайне опасен, поскольку может усилить вытеснение русских и нацменьшинств из "чужих" республик и даже породить этнические чистки. Второй - "адаптационный" - рассчитан на полное изгнание этничности из федеративных отношений на основе "губернизации" государства. Эта модель тоже не годится, так как ее воспримут в штыки национальные элиты, у которых сохранится возможность мобилизации населения республик на открытую борьбу с федеральным Центром. Наиболее оптимальным сценарием будущего может считаться концепция этнополитической интеграции как необходимая основа развития гражданского общества. Смысл ее состоит в том, что все народы России признаются государствообразующими и ни одна этническая группа не может обладать преимущественным правом на контроль над территорией, институтами власти и природными ресурсами. То есть абсолютное равенство прав и равенство обязанностей обусловливают необходимость принятия согласованных решений, учитывающих интересы различных национальных групп. При этом усиливается роль федеральных законов в обеспечении демократических свобод и прав человека. Впервые в новой концепции сделан ясный акцент на русской проблеме. Признается, в частности, что это центральный вопрос национальной политики государства, от решения которого зависит устойчивая система федеративных отношений. В то же время русские должны отказаться от своего приоритета в пользу общероссийского общества. По мнению Эмиля Паина, необходимо легализировать, избавить от бесчисленных нападок и укоренить в общественном сознании термин "россияне" применительно к любому гражданину нашей страны независимо от его этнической принадлежности. Специалисты утверждают, что без этой "малости" невозможно реализовать принцип этнополитической интеграции. Несомненным новшеством можно считать и решение о создании на базе Миннаца специальной службы предупреждения межнациональных конфликтов (конкретные цели и задачи этого института будут в скором времени сформулированы).

Обсуждая новую концепцию национальной политики России, которую должен озвучить президент Владимир Путин, эксперты Центра стратегических разработок внесли ряд существенных дополнений в основной доклад Эмиля Паина, предложив, в частности, подкрепить документ конкретными статистическими данными и сформулировать тезис об ужесточении мер принуждения на основе закона со стороны федерального Центра. (Как выразился директор этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, "нельзя быть заместителем председателя Госдумы и пропагандировать отделение Чечни".) Несмотря на то что чеченский вопрос на заседании специально не обсуждался - это отдельная проблема, требующая доскональных проработок, - эксперты и специалисты ЦСР были вынуждены время от времени говорить о Чечне как о серьезном факторе негативного влияния не только на Северокавказский регион, но и на Россию в целом. Так, по мнению заместителя председателя комитета Госдумы по делам федерации и региональной политики Владимира Лысенко, вопрос о том, продолжится ли война в Чечне, или центральная власть все-таки начнет переговоры с Асланом Масхадовым, решится уже в ближайший месяц, поскольку после санкций ПАСЕ можно ожидать негативной реакции со стороны Совета Безопасности ООН. А по словам профессора МГИМО Сергея Шахрая, Владимир Путин может допустить опасную ошибку, отказавшись от идеи ввести прямое президентское правление в Чеченской Республике (по слухам, глава государства уже готов официально заявить об этом отказе). Сергей Шахрай уверен, что чеченцы еще долгое время не будут признавать своего единого лидера. Поскольку власть в республике держится только на тейпах, единственной властной структурой, способной в какой-то мере консолидировать чеченское общество, может быть только Госсовет, где обеспечено представительство различных тейпов по мере их реального влияния.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
694
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
779
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
472
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
571

Другие новости