К СВЕДЕНИЯМ о якобы неизбежных провокациях накануне и во время выборов в семи крупных городах и пригороде Грозного военные отнеслись более чем серьезно. Предупредительные меры были приняты даже в соседних с мятежной республикой регионах. Милицейский патруль на улицах Моздока не делал исключения даже для аккредитованных в аппарате помощника главы государства Сергея Ястржембского журналистов, пропуская их документы через компьютерную базу данных. "С нас требуют: доверяй, но проверяй", - оправдывались служивые.
Руководитель объединенной пресс-службы Минобороны и МЧС в Моздоке генерал Константин Макеев почти сутки добивался разрешения отправить журналистов в Чечню автобусом. "Без санкции военного командования запрещены передвижения даже для военных, - объяснили нам. - А тут за последние три дня понаехало до полутора сотен журналистов. Как их всех переварить, если нам выдано всего два борта?" Большинство журналистов, аккредитованных для работы в Чечне, иностранцы. В группе из пятидесяти человек, сформированной в Москве, только трое оказались нашими соотечественниками. Так, возможно, хотели преуменьшить в западной прессе колкие замечания по выборам в Чечне.
Предпринятые меры безопасности привели в Чечне к мертвой тишине в селах и пустынным автодорогам - почти никакого движения. Перестраховываясь, военнослужащие нарубили на дрова деревья по обочинам дорог. Здесь уже появилась зелень на полях, которой так опасались военные. В низовьях Терека чувствуется смолистый запах пробуждающейся природы. Еще неделя, и корявые ветви деревьев покроет листва. В селах Чечни люди группами по три-четыре человека следовали к избирательным участкам. Безработные мужчины в черной одежде, сделав свой выбор, собирались на улице в безликую толпу, устало, без эмоций вели разговоры.
В однородной массе не было видно камуфляжа, хотя в равнинных районах республики люди в погонах должны были голосовать вместе с гражданским населением. Комендант Надтеречного района Владимир Ковров объяснил, что военные проголосовали заранее, чтобы в воскресенье блюсти порядок. Не участвовавшие в выборах военные сделали это на участках, расположенных в комендатурах районов, еще до 10 часов утра.
- Это первая возможность для чеченцев самим принять реальное участие в своей судьбе, - не скрывал радости момента глава администрации Надтеречного района младший брат бывшего главы Чечни Доку Завгаева - Хамзат. - Вы видите, как активны люди. Мы ожидаем, что явка у нас в районе, где проживают 80 тысяч человек, среди которых 30 тысяч беженцев, составит 96%, как это было в 1996 году. 100-процентная явка ожидается среди беженцев, проживающих в двух палаточных лагерях под станицей Гвардейская.
- Все, кто пришел сюда, надеются, что этот кошмар наконец закончится. Все кругом рушится, ускользает из рук, а сделать ничего не можешь. Может, эти выборы помогут, - поделился своими переживаниями тридцатишестилетний Ахмед Адиев из селения Горагорска. Это село оказалось единственным, где к мероприятию отнеслись как к празднику. По старому, но не забытому сценарию организовали выступление художественного ансамбля, обеспечили нуждающихся бесплатным питанием. Парадоксально, но именно в Горагорске в конце осени прошлого года шли наиболее упорные бои, не затихавшие почти месяц. Былых разрушений сегодня уже нет, о недавнем прошлом красноречиво свидетельствует лишь дымящая густым смогом нефтескважина, подожженная во время войны. Сбить огонь нет средств и, видимо, желания.
Селение Беной-юрт интересно по своему составу. Несмотря на то что здесь проживают представители четырех тейпов, политические пристрастия у всех примерно одинаковые: Путин, Зюганов и земляк Джабраилов. "Сердцем я за Зюганова, но разум мне велит голосовать за Путина", - символично заметил семнадцатилетний Вахид.
- Конечно, я бы отдал голос за Умара, но знаю, что он все равно не пройдет, а голосовать надо за вероятных победителей, - признался председатель избирательного участка # 193 в совхозе Озерное Весита Умалатов. - Я видел Путина, когда он прилетал в Знаменское. Он уже начал себя проявлять, надеюсь, так и будет дальше". Весита имеет в виду действия федеральных сил в Чечне, наметившиеся улучшения жизни в освобожденных районах. Здесь с октября без задержки выдают пенсии и пособия, скоро заработает кирпичный завод.
Однозначный и вполне прогнозируемый выбор сделали военные. Корреспондент "НГ" не нашел среди них ни одного, кто бы признался, что голосовал не за Путина.
При всей добросовестности подготовки к выборам в Чечне слабым местом остается информационное обеспечение населения. В республике принимают только два общероссийских канала: НТВ и РТР. Смотреть ОРТ могут позволить себе только единицы - обладатели параболических антенн. Центральных печатных изданий в Чечне нет, периодически поступает лишь общереспубликанская "Чечня свободная" и распространяется местная многотиражка "Теркист", где населению разъясняли их права и обязанности накануне выборов.
На избирательных участках, кроме одного, не было представителей кандидатов или общественных организаций. У Хамзата Завгаева это не вызвало смущения: "Где здесь взяться сейчас представителям? Все представители - это журналисты. Вот, смотрите, пишите, как идут выборы в Чечне".
Моздок-Грозный