Рисунок Вадима Мисюка |
ЧТОБЫ ни у кого не возникало сомнений в том, что нынешняя избирательная кампания проходит не только демократично, но и в строгом соответствии с Федеральным законом "О выборах президента Российской Федерации", буквально за три недели до выборов началась серия политических скандалов, заказчиком которых, по всей вероятности, выступает Центризбирком, а исполнителем - те силовые структуры, которые обязаны проверять сведения, предоставленные самими кандидатами.
Не проходит и дня без того, как все новые претенденты на пост главы государства оказываются "под колпаком у Мюллера", роль которого сегодня играет председатель ЦИК Александр Вешняков. Сначала основным фаворитам президентской гонки Владимиру Путину и Геннадию Зюганову сделали строгое, но устное замечание по поводу нарушения сроков их предвыборной агитации (лидер коммунистов опубликовал в газете свою президентскую программу, а и.о. президента пообщался по телефону с читателями "Комсомолки" и дал интервью ОРТ, познакомив огромную зрительскую аудиторию со своим любимым пуделем). Затем продлили уголовное дело временно отстраненного генерального прокурора Юрия Скуратова, который решил использовать президентские выборы в качестве своей политической реабилитации. Получилось вроде как кандидат и достоин стать главой государства (кандидатский мандат ему вручен), но в то же время он, выражаясь словами самого Скуратова, "фигурант по делу".
Потом избирателей чуть было не вынудили сомневаться в честности кемеровского губернатора Амана Тулеева, который якобы не указал в декларации свою московскую квартиру. Вскоре, правда, выяснилось, что квартира не частная, а государственная, но неприятный осадок все же остался. Дальше - больше: бизнесмен Умар Джабраилов, самарский губернатор Константин Титов и демократ Евгений Савостьянов оказались в довольно щекотливом положении, став участниками крупного разбирательства с фальсификацией подписных листов. Этот скандал только набирает силу, и пока неизвестно, чем он закончится. Но его перебивает еще одна новость - оказывается, и жена "безальтернативного" кандидата позабыла указать в декларации дачный домик. Правда, домик оказался незарегистрированным, потому что в него не успели вбить последний гвоздь (незавершенное строительство, как известно, официально не признается недвижимым имуществом), однако для простого обывателя и тут есть повод для сомнений.
И, наконец, самый последний эпизод из политической жизни кандидатов в президенты - история с Григорием Явлинским. Следуя примеру и.о. президента, который во время своей поездки в Волгоград посетил военный госпиталь и вручил раненым подарки, лидер "ЯБЛОКА" отправился 29 февраля в подмосковную воинскую часть "Ватутинки". По сведениям источников в воинской части, формальным поводом для посещения связистов была благотворительность - Явлинский привез в качестве подарков телевизор и музыкальный центр. Разумеется, после этого командир части полковник Иванов, который подчиняется непосредственно генерал-полковнику Юрию Залогину, принял депутата Госдумы и кандидата в президенты Григория Явлинского по всем правилам воинского радушия. Григория Алексеевича провели в казармы, накормили нехитрым солдатским обедом и организовали почти неформальную встречу с личным составом, в ходе которой солдаты и офицеры узнали о серьезных намерениях возможного президента России изменить жизнь к лучшему. Встреча понравилась всем: и военнослужащим, и самому кандидату в президенты, и журналистам, которых он предусмотрительно захватил с собой. Не понравилась она только тем, кто стоит на страже исполнения федерального закона о выборах, поскольку и Григорий Явлинский, и полковник Иванов нарушили строгое правило, которое гласит, что в воинских частях, учреждениях и организациях запрещается проводить предвыборную агитацию. Государственным служащим и военнослужащим при исполнении ими своих должностных обязанностей делать этого тоже нельзя. И теперь карьера полковника Иванова под вопросом. Знал ли сам лидер "ЯБЛОКА" о нормах закона? Думается, просто не мог не знать, ведь не первый же раз он участвует в выборах.
Возникает вполне закономерный вопрос: а не мог ли Григорий Явлинский использовать эту акцию для обычного скандала, который, с одной стороны, в очередной раз поставит под сомнение законность проведения нынешних выборов, а с другой - послужит некой рекламой для кандидата в президенты, у которого с военным ведомством складываются далеко не лучшие отношения? Ведь и во фракции "ЯБЛОКО" эту ситуацию нам прокомментировали довольно странно: мол, закона, запрещающего посещать воинские части, нет, а есть "негласный указ" Минобороны, которое сейчас и мутит воду против Явлинского.
Скандалы с кандидатами в предвыборной гонке идут почти непрерывно, сбивая с толку избирателей, а сами кандидаты, выходя сухими из воды, пользуются ими, как маленькими хитростями. Они сами себя загоняют в угол, а потом, называясь "гонимыми и незаслуженно обиженными", повышают свой рейтинг. А гонимых у нас, как известно, любят. Ведь практически нет сомнений в том, что за Григория Явлинского, если его только попытаются снять с предвыборной гонки, непременно вступятся. И вполне оправданным будет вопрос: "Почему Путину можно приносить подарки в военный госпиталь, а Явлинскому - нельзя?"
Найдутся свои защитники и у Титова, Савостьянова и Джабраилова, даже если факт подлога подписей избирателей будет доказан прокуратурой. Почему, скажем, анонимная девушка из программы "Зеркало" говорила о том, что она "рисовала" подписи для Скуратова, а проверять стали кандидатов-демократов (чеченский бизнесмен, видимо, просто попал за компанию)? Скорее всего скандал с подписями прибавит голосов кандидатам-аутсайдерам. Они же, не теряя времени даром, уже проводят между собой переговоры о возможном объединении сил и выдвижении единого кандидата в президенты от правого крыла. И хотя на роль такового пока претендуют такие же аутсайдеры, нельзя исключать, что в конечном итоге единым "правым" кандидатом станет Путин.