НАЧАВШИЙСЯ вчера визит Игоря Иванова в столицу КНДР стартовал с разгрузки 10 тонн продовольственной помощи и увенчался подписанием российско-северокорейского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Это стандартный документ, цель которого - дать юридическую базу всему комплексу отношений с нашим дальневосточным соседом. Однако в нем нет статьи об оказании КНДР военной помощи - она присутствовала в прежнем Договоре между КНДР и СССР и придавала двусторонним отношениям оттенок военного союза. Договор истек в 1995 году, точнее, в соответствии с его положением российская сторона - правопреемник СССР - уведомила Пхеньян о том, что в прежнем виде (а именно - с "военной" статьей) он продлеваться не будет. Еще раньше, на рубеже десятилетий, был начат процесс установления дипломатических отношений Москвы с Сеулом. Все это вместе означало нечто близкое к полному разрыву между двумя соседними странами. О том же говорит и более чем пятилетний процесс переговоров по новому, подписанному вчера договору.
Примечательно, что ни один российский министр иностранных дел вообще не бывал до сего дня на земле Северной Кореи (последним визитом этого уровня была поездка туда Эдуарда Шеварднадзе в 1990 году, которая прошла в не очень дружественной обстановке).
Токио
* * *
К СОЖАЛЕНИЮ, заведующему международным отделом "НГ" Дмитрию Косыреву, который сопровождает министра иностранных дел Игоря Иванова в его турне по трем азиатским странам, власти КНДР не разрешили ступать на северокорейскую землю, естественно, не объяснив причины. Поэтому материал о важных российско-корейских переговорах наш корреспондент вынужден передавать не с места событий - из Пхеньяна, а из Токио, куда министр прибывает сегодня.
"НГ"