Заявления о существовании ваххабитских центров, действующих под носом у спецслужб, стали раздаваться сразу после обострения политической ситуации на Северном Кавказе. К сожалению, процесс радикализации российского ислама длительное время оставался за рамками внимания не только российских спецслужб, но и ученых-исламоведов.
Из целого ряда регионов России постоянно поступают сообщения о проведении летних лагерей, где под видом обучения основам ислама ведется идеологическая обработка молодежи. Причем в последнее время речь все чаще идет о регионах, где традиционный ислам никогда не был связан с радикализмом.
Профилактика исламского экстремизма осложнена целым рядом обстоятельств. В частности, в российском исламе отсутствует централизация, что приводит к конфликтам между разными региональными духовными лидерами, обвиняющими друг друга в экстремизме. Например, в Кабардино-Балкарии (КБР) действуют две параллельные структуры - Духовное управление мусульман КБР и Мусульманская община КБР, объединяющая несколько тысяч человек. В адрес общины, находящейся в оппозиции к официальному Духовному управлению мусульман, постоянно звучат обвинения в радикализме.
В России на законодательном уровне предпринимались попытки ограничить распространение ваххабизма. Например, в апреле 2004 года заместитель генпрокурора РФ Владимир Колесников предложил ввести уголовную ответственность "за ваххабизм". Однако председатель комитета Госдумы РФ по законодательству Павел Крашенинников отнесся к подобной идее крайне негативно. Поправки в Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", запрещающие деятельность ваххабитских сект и проповедников на территории России, в июне этого года были отклонены. Министерство юстиции России также не поддержало идею объявить приверженцев радикального исламского течения "вне закона". К нему присоединился и сопредседатель Совета муфтиев России, верховный муфтий Духовного управления мусульман азиатской части РФ Нафигулла Аширов. Он заявил, что инициатива о введении уголовной ответственности "за ваххабизм" абсурдна, хотя бы только потому, что пока не определено само это понятие. По его мнению, "принятие такого закона станет очень удобной дубинкой для правоохранительных органов, которые по мере своей симпатии или антипатии к тому или иному религиозному деятелю или мусульманину будут задерживать его и подвергать репрессиям". Подобного рода заявления, а также контакты муфтия с генсеком Всемирной исламской лиги Абдуллахом ат-Турки вызвали волну обвинений в потворстве ваххабизму со стороны духовных лидеров мусульман России.
На очередном заседании Совета безопасности Татарстана заместитель начальника УФСБ РФ Динар Хамитов заявил, что в крае действуют ваххабитские группировки, открыто занимающиеся вербовкой для чеченских бандформирований (см. "НГ" от 22.09.2004). Он назвал ряд районных центров республики, превратившиеся, по его мнению, в оплот ваххабизма в республике.
О проведении летних лагерей по подготовке ваххабитов и о том, что их поддерживают некоторые чиновники районных администраций республики, рассказал в интервью газете "Новый регион" первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла хазрат Якупов. В Свердловской области тоже несколько лет подряд проводятся исламистские летние лагеря, где активно распространяется экстремистская литература. Об этом заявил руководитель регионального Духовного управления мусульман муфтий Сибгатулла Хаджи. Чтобы помешать деятельности ваххабитов, в Екатеринбурге, в частности, планируется увеличение числа мусульманских воскресных школ, а также выпуск просветительской литературы.
Недавно Духовное управление мусульман Крыма приняло решение отправить в отставку имама мечети "Кебир-Джами" Руслана Мустафаева из-за его связи с радикальной организацией "Хизб ут-Тахрир". Председатель крымско-татарского меджлиса (совета) Мустафа Джемилев ранее неоднократно заявлял об укреплении позиций исламистов в Крыму при полном попустительстве властей. Видимо, в этой же связи меджлис заявил о своем решении взять под свой контроль все мечети Крыма.
После трагических событий в Беслане одной из мер по борьбе с распространением радикальных идей среди российских мусульман стало решение некоторых региональных муфтиятов назначать только лояльных к официальным Духовным управлениям имамов. Однако это едва ли приведет к улучшению сложившейся ситуации, так как имамы, стоящие в оппозиции, будут действовать нелегально.
Отметим, что чрезмерное рвение в борьбе с распространением ваххабитской литературы иногда приводит и к откровенным перегибам. Недавно Экспертный совет Духовного управления мусульман Дагестана в целях предотвращения экстремистской деятельности в республике принял решение запретить распространение и продажу "всех дословных переводов Корана, начиная с переводов Крачковского и заканчивая переводами Валерии Пороховой". Речь идет о самых известных переводах Корана на русский язык, сделанных признанными учеными-востоковедами.
Распространению ваххабизма среди российских мусульман способствует тяжелое экономическое положение населения, а также отсутствие необходимых средств у региональных муфтиятов для ведения образовательной деятельности, направленной на развитие традиционного ислама. Сложившаяся ситуация служит пока беспрепятственному проникновению радикальных течений ислама в Россию, что приводит к появлению все новых очагов напряженности.