0
1281
Газета Философия Интернет-версия

05.07.2001 00:00:00

А завтра была война

Тэги: Рошель, фашистский, социализм


Пьер Дрие ла Рошель. Фашистский социализм. - СПб., Владимир Даль, 2001, 244 с.

"В БЛИЖАЙШИЕ пять лет разгорится война. Набросятся друг на друга Франция и Германия". Так начинается одна из глав книги Пьера Дрие ла Рошеля, написанная в 1934 году. Сбылось. Или вот о Германии и России: "С обеих сторон - одна и та же глубоко национальная база и сверх того одно и то же стремление облагодетельствовать человечество. Что и ведет к войне".

Пьер Дрие ла Рошель, наверное, одним из первых понял: тот, кто принимает социализм, должен принять и фашизм. Интеллектуал, он и фашистом-то, наверное, стал, сознавая равноценность для "матери-истории" этих "близнецов-братьев". В доказательство можно привести два факта. Первый относится к событиям шестого конгресса Коминтерна, когда в 1928 г. Сталин потребовал от своих коминтерновских идеологов заклеймить европейскую социал-демократию как "левое крыло фашизма". Перед лицом гитлеровской угрозы коммунисты пророчествовали о скором крахе капитализма, ждали мировой революции и не стали объединяться с эсдеками. В преддверии будущей мировой победы не хотелось брать в долю "соглашательские" партии второго Интернационала. В итоге усилился и победил Гитлер. Второй факт относится к тревожным предвоенным месяцам. В ноябре 1940-го Гитлер для усыпления бдительности (а, может, шутки ради) сделал предложение, от которого СССР не смог отказаться - вступить в антикоминтерновский пакт! Намеревались даже пожертвовать Коминтерном. К чему мировая революция, когда и так возьмут в долю при разделе мира?

Все эти события автор предвосхитил на кончике своего бойкого пера, не залезая в голову кремлевского "мастера острых блюд". Ход мыслей автора таков: капитализм и демократия с неизбежностью порождают государственное вмешательство в экономику и авторитаризм. Это не внебрачные, а самые что ни на есть законные дети парламентаризма, рожденного в британских умах. Точнее, дети - это большевизм и социал-демократия, появившиеся в начале века. Сталинизм и фашизм 20-30-х годов - уже внуки. Про параллели между Марксом и Ницше и говорить скучно. Автор, наверное, не читал материалов шестого конгресса, но удивительно единодушен со Сталиным: "Фашизм - это реформистский социализм". То есть, фашист - это социал-демократ сегодня. "Социализм внедряется в капиталистическое здание, но не опрокидывает его. Россия сбросила хрупкие капиталистические леса, прислоненные к средневековому зданию царизма: развалин было немного. В Европе речь идет не о разрушении продуманного, сложного здания, имеющего свои ветви и корни во всех прослойках и классах. Нужно просто пересмотреть его конструкцию, оживить ее и преобразовать в соответствии с новым ритмом".

Почему же автор - фашист? Потому что он знал: на смену интернационализму придет национализм. А вместе с ним и государственно регулируемая экономика, и однопартийность и т.д. Могильщиком капитализма станет не бабочка-однодневка пролетариат, а повивальная бабка - национальная идея. За девять лет до роспуска Коминтерна, когда в СССР еще пели Интернационал в качестве государственного гимна, скромный теоретик фашизма пророчил создание национал-большевизма и "Союза нерушимого". Капиталистический интернационал сверхприбылей также породил невиданную потребность в национальной идее, ставшей подобием метафизики для народа. Западное общество изнемогало в тисках предельного утилитаризма, фашисты же предлагали ей новую, глубоко языческую духовность. Не спорт, а культ совершенного тела, не состязания одиночек, а массы движущихся в едином порыве мускулистых тел. "По сути дела, они идут к духовной, эстетической концепции общества. Нужно работать, чтобы превратить Германию в гармоничное целое, завершенную, замкнутую систему, самодостаточную и довольную собой. Отныне каждый живет для того, чтобы наслаждаться целым. Это цивилизация, которая может развиваться под знаком кино".

Те, кто видел фильмы Лени Рифеншталь или Александра Довженко, знают, о каком кино идет речь. Слитность человека и природы, растворенность духа в теле, в танце, тренировке, даже в смерти. Вот немецкий спортсмен из фильма "Олимпия" медленно вращается на турнике под музыку Вагнера, потом голые бритые парни парятся в бане, прыгают в какую-нибудь Шпрее. А потом поднимают автоматы своими голыми волосатыми руками...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
338
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
341
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
278
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
180

Другие новости