Майя Азусена: "Для меня музыка – это не просто развлечение. Это способ помочь людям".
Фото пресс-службы Майи Азусены
Считанные дни остались до завершения 17-го международного фестиваля «Джазовая провинция», который родился в Курске, продолжился в Воронеже и Туле и в итоге дошел до Москвы. В этом году одним из самых ярких событий фестиваля стало выступление американской звезды джаза, соула и R`n`B, лауреата премии MTV MADE`s Award Майи Азусены. В рамках фестиваля «Джазовая провинция» и проекта American Music Abroad певица дала концерты в Курске, Орле, Воронеже, Иркутске и в столичной резиденции американского посла Spaso House. Майя Азусена известна своим участием в благотворительных программах от Восточной Африки до Китая и Бирмы, а также тем, что для многих ее выступления становятся незабываемыми. Пожалуй, только она может так завести зал собственной R`n`B композицией о справедливости или стандартом от Боба Марли NoWoman, NoCry, периодически меняя текст на NoMen, NoCry. Она одна из немногих, кто может так ярко и трогательно спеть Hallelujah, что у публики наворачиваются слезы на глазах. А после этого перейти на регги, сказать «дай пять» всему первому ряду и заставить всех моложе ста подпевать и танцевать. Ольга ПОНОМАРЕВА пообщалась с Майей АЗУСЕНОЙ сразу после московского концерта.
– Майя, вы даете концерты по всему миру, даже в Бирме, на Филиппинах и Шри-Ланке. Как же так вышло, что в России вы впервые?
– Мне очень жаль, что так получилось. Сейчас мне выпала отличная возможность, меня американское посольство пригласило дать концерты в России, и я за нее ухватилась. У меня здесь есть поклонники, мы переписываемся в Facebook, в Twitter. И я надеюсь завести новых почитателей и приехать снова.
– У вас были концерты в Москве и, например, в Иркутске, вы заметили разницу?
– Не могу сказать, что публика в Москве и Иркутске сильно отличается. Хотя в Москве она более сдержанная, словно, люди боятся, что на них будут смотреть. В столице публике нужно больше времени, чтобы раскрыться, войти в раж. В Иркутске на шоу собралось больше людей, поскольку все проходило в огромном театре. И собравшиеся с самого начала очень тепло и радостно меня приняли, очень живо реагировали, все было супер. Вообще мне очень понравилась Сибирь. Мы ходили к Байкалу…
– И как вам озеро?
– Оно прекрасно. Мы попробовали байкальского омуля. Никогда не ела рыбы вкуснее.
– Неужели ездили рыбачить всем бэндом?
– О нет, я не рыбак. Мы купили у местных несколько рыбок. Я люблю пробовать новые блюда.
– Вы так рассказываете, словно побывали в Сибири летом. Плохая погода не мешала?
– Должна признаться, когда мы уезжали из Москвы в Иркутск, была страшная метель, переходящая в холодный дождь, неприятный ветер. А когда прибыли в Сибирь, светило солнце, было тепло. Самое смешное, что, когда мы возвращались в Москву, нас снова встретил дождь, снег, ветер. Так что, я думаю, в Сибири не так страшно, как говорят. Возможно, скоро похолодает, но пока отлично.
– А какие у вас туристические планы в России?
– Я не очень-то охоча до посещения достопримечательностей. Для меня главное – встречи с людьми, до и после концертов. В Курске, Орле, Воронеже я тоже в первый раз, как и в Москве. Особое удовольствие – встречи с талантливыми российскими музыкантами, совместные выходы на сцену.
– Джем-сейшены?
– Да, например, в Иркутске у нас были отличные джем-сейшены с местными музыкантами. Я была в восторге.
– А чему посвящены мастер-классы в Воронеже? Я их видела в программе.
– Смысл в том, чтобы показать различные направления американской музыки. И потом продемонстрировать, как из разных жанров: R`n`B, соул, джаз, регги, хип-хоп – мы делаем микс, фьюжн и получаем свой уникальный звук, свойственный именно нашему бэнду. Понятно, что ингредиенты у разных групп могут быть одни и те же, но это как с едой. Только мама умеет так вкусно готовить любимое блюдо из стандартных продуктов.
– Вы любите исполнять этническую музыку, например, делали это дуэтом с сыном Боба Марли Стивеном. Не собираетесь ли вы искать вдохновение в русском фольклоре?
– Конечно, почему же нет. В Сибири мне поступило предложение от группы Хун-Хурту. Она соединила традиционную музыку, тувинское горловое пение и европейский ритм, и было бы замечательно что-то сделать вместе.
– Вы являетесь культурным послом Америки, много сил отдаете благотворительности. Расскажите о своей миссии в России. В программе ваших российских гастролей есть выступление в московском центре реабилитации с тяжелыми травмами позвоночника «Преодоление».
– Для меня музыка – это не просто развлечение. Это способ помочь людям. Приободрить, объединить людей. Музыка – это мощная и прекрасная сила. И для меня честь выступать перед теми, кому тяжело, одиноко, поскольку музыка трогает, воодушевляет. И в этом ее смысл.
– Планируете что-то сделать, чтобы помочь жертвам урагана «Сэнди»?
– Из-за плотного графика гастролей я пока не успела ничего спланировать. Я непременно займусь этим вопросом, как только вернусь в Нью-Йорк. Есть жертвы, много разрушений. Люди по-прежнему подавленны, хотя я уверена, Америка довольно быстро придет в себя. Организаторы благотворительных концертов знают о моей гуманитарной деятельности и, я думаю, в ближайшее время позовут меня.
– В Америке есть такое условное разделение, как джазовая столица и джазовая провинция? Москва, Петербург, Калининград считают себя джазовыми столицами России. А Курск, Орел, Воронеж, Иркутск, участвующие в фестивале, назвали себя «джазовой провинцией».
– Я думаю, Нью-Йорк – джазовая столица мира. Оттуда многое исходит исторически и сейчас, музыка и музыканты. А еще Чикаго, Детройт, Лос-Анджелес. Это крупные города, которые много значат для джаза. Ну и, конечно, родина джаза – Новый Орлеан со своим собственным стилем.
– Есть в Америке заброшенные уголки, где жители лишены возможности слушать джаз хотя бы раз в неделю?
– На самом деле, таких «страдающих» регионов множество. Например, в штате Оклахома, где я была с гастролями, джазоманам очень трудно что-то для себя найти.