Проливной дождь не испугал любителей джаза.
Фото автора
Самый известный open air России – фестиваль «Усадьба. Джаз» в Архангельском – в этом году проходил в экстремальных условиях. Два выходных начала июня, 50 групп со всего мира, пять концертных площадок и небывалая широта жанров – от блюза, регги, кантри до африканской музыки и электро-фанка. Всему этому противостояли проливные дожди, штормовой ветер и пробирающий до костей холод. Но любовь к музыке оказалась сильнее, и «джазофилы газонные» (как в шутку называют завсегдателей фестиваля) слушали под широкими зонтами, легким градусом и большим впечатлением.
И впечатляющего было много. В первый день на танцплощадке «Каприз» очень ждали американских исполнителей каджунской музыки. Steve Riley and Mamou Playboys, франкоязычные каджуны, когда-то переселились из Канады, живут в штате Луизиана и играют на сельских танцевальных вечеринках свой вариант кантри, больше похожий на блюз. Харизматичный фронтмен Стив Райли вышел с традиционной гармонью и улыбкой настоящего американца. Был встречен аплодисментами и радостными криками. Сразу признался, что группа первый раз в Москве, выступление организовало посольство США в рамках «Американских сезонов в России». И если уж публика, несмотря на дождь, пришла на его концерт, придется танцевать. Уговаривать не пришлось. Молодые и не совсем джазофилы, почуяв драйв вечеринки а-ля америкен, бойко отплясывали под «раз-два-три» с первой ударной и другие ритмы, улыбались сквозь струи дождя терпкому мужскому вокалу и удивлялись неожиданным роковым аранжировкам. А еще тому, что солист временами показывал секир-башку звукорежиссеру. «А теперь надо танцевать ближе и медленней, – подмигнул Стив девушкам в первых рядах. – Давайте, а мы посмотрим…» Час пролетел незаметно.
Покутив с ковбоями-плейбоями во главе, обсохнув и заправившись шашлычком, публика отправилась на главную площадку «Партер» на встречу с другими именитыми американцами – Pink Martini. «Маленький оркестр из Портленда» (штат Орегон), как они сами себя называют, был создан, чтобы играть на благотворительных вечерах. В его репертуаре музыка всех стилей и направлений – от классики с пением скрипки и переливами рояля, боса новы с трепетными интонациями солистки в розовом (как и положено согласно названию группы), джаза, когда трубач и тромбонист соревновались в импровизациях, до самого зажигательного, что есть на разных языках. Знаменитая кубинская песенка Quizas, Quizas, Quizas, Yolandа и прочие «ча-ча-ча» и, конечно, прославившая Pink Martini на всех радиостанциях мира Je Ne Veux Pas Travailler – не хочу работать, не хочу обедать, хочу забыться и накуриться. Содержание всех песен один из членов группы старательно и уморительно пересказывал по-русски по бумажке, запинаясь, путая «кустик» и «кистик» и облегченно выдыхая на «гамбургере».
«Повиси на кустике томата, и, если тебе повезет, ты попадешь в кетчуп!» Но самым большим сюрпризом для промокшей к вечеру публики стал романс «Когда проходит молодость» на вполне себе русском языке.
Смешение стилей на фестивале продемонстрировал и лирично настроенный французский шансонье Нильда Фернандес, который заклинал дождь: «Лей, не жалей, это так красиво, когда вы все под зонтами». И зажигал озябшие сердца ритмами испанской гитары, парижского аккордеона, где фламенко было вперемешку с цыганским джазом, а из меланхолии прорывались традиционные «Ай-ай-ай-ай!» со стуком в ладоши.
Что такое смешение кантри-фолка с русским роком, можно было понять на выступлении Ирины Суриной, которую все помнят еще как солистку первой российской кантри-группы «Кукуруза». И прежний вроде «Веди меня на кручу, забытая дорога…», и нынешний репертуар певицы пошли у публики на ура, особенно в сопровождении губной гармошки.
Steve Riley and Mamou Playboys. Фото ИТАР-ТАСС |
В этом году на фестивале много нововведений. К традиционным площадкам – большому и демократичному «Партеру», элитному «Аристократу», танцевальному «Капризу» и неформальному «Берегу» – впервые прибавили специальную площадку для молодых музыкантов Jazz Club. Молодежь прошла отбор жюри фестиваля с прослушиванием сотен записей. В итоге на новой площадке такие известные завсегдатаям столичных джаз-клубов имена, как Полина Зизак (она запомнилась джем-проектом «Ирина, Алина, Полина» с Ириной Родилес и Алиной Ростоцкой), задорная творческая лаборатория «М-Артель» с рокапопом на мотивы песен 60-х годов и делающий ставку на импровизацию ансамбль на стыке жанров «Живые люди». А также квартет Андрея Плетнёва из Екатеринбурга, играющий хард-боп и современный джаз.
Кроме того, в старинной беседке рядом с площадкой «Партер» открыли «Театр поэтов». Чего только не разносило эхо в глуши тенистых аллей Архангельского, включая современную басню Влада Маленко «Волк-нарколог». Впервые в Архангельском открылся и шатер Сinema Jazz. Чтобы подчеркнуть родство кино и джаза, появившихся в одну эпоху, там показывали «Поющих под дождем», «Историю Гленна Миллера», «Леди поет блюз» и другие фильмы в тему.
Наконец, – назло погоде – на фестивале, как никогда, было много «знойных мотивов». Басист-самоучка, лауреат Грэмми Ришар Бона уставил всю сцену площадки «Аристократ» барабанами и долго раскочегаривался, прежде чем заворожить публику своим новым кубино-камерунским проектом. А под занавес спела самая популярная певица Африканского континента, посол доброй воли ЮНИСЕФ Анжелик Киджо с ее неповторимой манерой джаза и соула с этноприправой. Среди приехавших мэтров нельзя было пропустить маститого саксофониста Кенни Гарретта, некогда выступавшего с Майлзом Дэвисом. Джаз в реальном времени сыграл израильский пианист Ярон Херман. Электронную музыку достойно представили знаменитый британский авангардист человек-перфоманс Мэтью Херберт, модная голландская электро-фанк-группа Kraak & Smaak и украинские электророкеры The Maneken. Цыганский джаз – французский квартет Пьера Манетти и российские продолжатели дела Джанго Рейнхардта Chance-On Manouche. Рок-н-ролл с примесями исполнили безбашенные девчонки из норвежской группы Katzenjammer. Случился и юбилей – четверть века группе «Мегаполис».