- Александр Николаевич, вы наверняка помните события 20-летней давности, когда начались позорные судилища над кришнаитами в СССР.
- Да, об этом стоит вспомнить как о черной странице отечественной истории. В те годы я и сам выступал против кришнаитов. Но я всегда был против арестов и преследований инакомыслящих, в том числе кришнаитов. Выступая во времена Андропова в Политехническом музее перед довольно большой аудиторией, я открыто заявил, что эти аресты являются нарушением прав человека. После лекции кагэбэшники посадили меня в свою машину и┘ довезли до дома.
- Вы их так потрясли своим выступлением?
- Нет, им просто было интересно знать, почему я, убежденный идеологический противник кришнаитов, стал защищать их как граждан. У меня было несколько статей в "Литературке" о том, что индусские движения на Западе созданы исключительно американской масс-культурой. Индологов раздражало в движении кришнаитов то, что они называли себя индусами. Но сейчас я думаю иначе. Ни я, ни другие индологи тогда не поняли, что на наших глазах происходит грандиозная реформация индуизма. Из закрытой системы он постепенно превращается в открытую. То же самое происходит и с тибетским буддизмом.
Тогда я не понимал, что индусская диаспора в западном мире меняла ценностные ориентиры индусов, открывая свои храмы для всех любознательных и жаждущих постичь их многовековую мудрость. Можно дать этому и социально-психологическое объяснение: индусы на Западе не захотели вести обособленную духовную жизнь. Любая религиозная изолированность всегда приходит к конфликту с коренными жителями. Реформация помогает религиозной системе обновиться.
- Как вы оцениваете с позиций сегодняшнего дня те события 20-летней давности?
- Скорее это было проявлением конфликта внутри советских спецслужб. Режим трещал по швам из-за немыслимой коррупции и двойных стандартов. Поэтому срочно требовалось переключить внимание спецслужб на мнимых врагов. Ими стали инакомыслящие, тогда главным образом кришнаиты.
- В последнее время в российской периодике появились публикации, подозрительно похожие на ту давнюю кампанию против кришнаитов. Не кажется ли это вам довольно странным для сегодняшней демократической России?
- Я склонен думать, что это связано со сложившейся политической обстановкой. Я имею в виду конфликт между террористами "Аль-Каиды" и цивилизованным миром. Сторонникам бен Ладена в России - будь они чеченцами или кем-либо еще - чрезвычайно важно представить в глазах россиян Индию и ее духовные ценности в самом мрачном свете, поскольку в основе этих ценностей лежит идея ненасилия. Я могу с большой долей вероятности предположить, что эти публикации инспирированы исламскими экстремистами.
- Что вы скажете в этой связи о нынешнем индо-мусульманском противостоянии?
- Хотя исламская религия сама по себе молодая, тем не менее и в ней начался процесс реформации, который мы сейчас наблюдаем. Правда, в отличие от индуизма с его любовью к Богу, Природе, ахимсой (ненасилием) и другими идеалами, ставшими частью повседневной жизни даже многих западных людей, некоторые секты в исламе, к сожалению, становятся еще более закрытыми, чем прежде. До поры до времени идея джихада была периферийной, но ныне она выдвигается на передний план.
- В одной из центральных газет промелькнуло высказывание профессора МГУ Алексея Кара-Мурзы, назвавшего Владимира Путина "авторитарным модернизатором-западником петровского типа". Ученый считает, что Россия более склонна к Востоку, нежели Западу. Каково ваше мнение?
- Россия - это евразийская страна. Причем менталитет россиян и индусов очень близок. Русские, которые часто бывают в Индии, замечают это довольно быстро. В Индии чувствуешь себя как на родине. Я лично не ощущаю там никакого психологического дискомфорта.
- А чем тогда можно объяснить нашу тягу к вестернизации?
- Речь идет о бытовой культуре, о технических возможностях современной цивилизации. Такого же рода вестернизация протекает и в Индии. Конечно, мы не должны жить в условиях, в которых живут миллионы индийцев. А вот духовные основы - это совсем другое дело. Не уверен, что мы должны заполнить нашу жизнь американскими мыльными операми.
- А чем, на ваш взгляд, может быть вызвано недостаточное внимание российских СМИ к Индии?
- Я думаю, что замалчивание Индии как великой державы происходит уже много лет. Мне кажется, что главная причина молчания - это "духовное высокомерие" наших реформаторов. Они воспринимают Индию, как ее воспринимал в свое время Косыгин, который отговаривал Светлану Аллилуеву ехать в "дикую" Индию, где опасности якобы подстерегают на каждом шагу.
Большинство наших лидеров, принимающих решения, до сих пор не видят в России евразийскую державу. Они не учитывают пример Индии, а жаль. Индия - это яркий образчик густонаселенной страны с мощным средним классом. В нашей стране не наберется и трети населения, относящейся к среднему классу в отличие от Индии. Поэтому нужно больше говорить и писать об индийском опыте.
- Когда и как появилось на свет возглавляемое вами Общество культурного и делового сотрудничества с Индией?
- Оно появилось в свободной России. Возникла необходимость оживить прежнее Общество дружбы, утвердив его на новой основе. Любопытно, что моя новая общественная деятельность началась с интервью со мной в "МК", опубликованном под названием "Придет ли конец экзотической кормушке?". Речь в интервью шла о Союзе советских обществ дружбы. Эти общества были при советской власти кормушкой для особого контингента - например, для высокопоставленных персон и их окружения. Секрета тут никакого нет.
В новых условиях мы переключились на разнообразную гуманитарную помощь, собирая для этих целей деньги у новых русских. В те времена еще можно было найти щедрых спонсоров. Даже собрали деньги на надгробный крест художника Смирнова-Русецкого, с которым я дружил. Он был последователем Николая Рериха.
Общество культурного и делового сотрудничества с Индией (ОКДСИ) много помогало разным сиротским приютам, было издано несколько книг, отражающих связь времен и культур. Среди них, например, большой альманах "Аватар", в котором сделана попытка проследить историю теософской традиции в России вплоть до наших дней. Однажды с помощью газеты "Труд" мы даже отправились на поиски легендарной Шамбалы. Это случилось в 1993 году после конкурса, в котором приняли участие более 3000 желающих. Победитель смог бесплатно съездить в Гималаи.
- Вы ведь много времени посвящаете и своему писательскому труду?
- Последний мой роман называется "Семь тайн Елены Блаватской". Скоро выйдет из печати книга стихов "Чувство бытия", мой второй поэтический сборник. Вошедшие в него стихи навеяны философией индуизма. Я не отношу себя к адептам конкретных школ вроде адвайта-веданты и не верю в метемпсихоз. Со временем я пришел к собственной системе религиозно-философских взглядов, не вписывающейся в рамки ортодоксальных схем.