Михаил Золотоносов. Логомахия: Поэма Тимура Кибирова «Послание Л.С. Рубенштейну» как литературный памятник.
– М.: Ладомир, 2010. – 376 с.
17 сентября 1990 года в газете Ленинградской организации Союза журналистов СССР «Час пик» была опубликована поэма мало кому тогда известного Тимура Кибирова «Послание Л.С. Рубинштейну». Поэма содержала семь матерных слов, набранных целиком, без купюр.
Вообще-то впервые поэма была напечатана в рижском самиздатовском журнале «Третья модернизация», затем в рижской газете «Атмода» и эмигрантском журнале «Синтаксис». Однако Рига – это бунтующая периферия Империи, антинорма по всем показателям. «Синтаксис» не видел практически никто. Массовая же ленинградская газета (тираж 200 тыс. экземпляров) рассматривалась читателями как носитель нормы. Разразился скандал, с которого началось «обмирщение» обсценной лексики.
Инициатор публикации Михаил Золотоносов считает, что именно Кибиров первым в поэзии создал на основе центона, считавшегося в старом литературоведении пустой забавой, и разнообразных речевых штампов «большую форму» – содержательную поэму в стиле соц-арт, соединявшую лиризм со словесной игрой и острой политизированностью газетного материала на актуальную тему. Но как нарушение советского табу стало возможным?
Золотоносов предполагает, что «Час пик» был – в качестве одного из исполнителей – включен в «генплан» авангардных отрядов ЦК и КГБ по демонтажу всей прежней культурно-идеологической парадигмы, включая традиционные «нравственные запреты», и внесен в программу «переучивания населения» с целью приготовления его к радикальным экономическим переменам...