Вот Андрей Бычков считает (см. на этой полосе его статью «Садо, мазо и порно авангарда»), что свобода отвоевывается сегодня не на баррикадах, а на поле порнографии. Хм┘
Мне кажется, это имеет отношение к основному вопросу антропологии, который можно сформулировать так: что первично – воля к власти или половое влечение? Родоначальники конкурирующих точек зрения – Фридрих Ницше и Зигмунд Фрейд. Ницше постулировал в качестве самого глубинного мотива человеческого поведения волю к власти, Фрейд – половой инстинкт. Итак, либидо является формой проявления полифункционала воли к власти? Или воля к власти является формой сублимации многоликого либидо?
Первая половина XX века прошла под знаком Ницше, вторая половина XX века – под знаком Фрейда. Сегодня маятник, похоже, снова качнулся в сторону Ницше. Вильгельм Райх мог искренне полагать, что сексуальное освобождение является панацеей от всех социальных болезней. Однако после 1968 года стало очевидно, что сексуальная либерализация и растабуирование не ведут к радикальной перестройке социальных институтов, кроме института брака. И можно утверждать, что полная легализация порнографии не будет иметь других последствий, кроме дальнейшей девальвации семейных ценностей.
Несомненно одно: сколь бы ошибочной ни была психоаналитическая теория, она укоренилась в массовом сознании. Никто уже не сомневается, что между радикальными политическими взглядами и сексуальной неудовлетворенностью существует причинно-следственная связь, хотя убедительных доказательств этому нет. Передо мной недавно переведенная на русский язык документальная книга лауреата Пулитцеровской премии Лоуренса Райта «Аль-Каида». Рассказывая об идеологе «Братьев-мусульман» египетском писателе и философе Сайиде Кутубе (1906–1966), Райт подчеркивает: «Однако подавленная сексуальность преследовала его, и он словно спрятался в раковину, посчитав половые отношения главным препятствием на пути спасения». Затем идет душещипательный эпизод: «Его рассуждения прервал стук в дверь. В коридоре стояла молодая девушка, которую он описал как стройную и «полуодетую». Она спросила его по-английски: «Ничего, если я приду сегодня в гости?»
Кутуб ответил, что в каюте всего одна кровать.
«Одна кровать может выдержать двоих», – сказала девушка».
Испугавшись, Кутуб захлопнул дверь прямо перед ее носом».
Интереснее всего вывод: «Со временем этот мятущийся человек сумеет произвести переворот в исламе и создать угрозу правящим режимам всего мусульманского мира. Он станет кумиром нескольких поколений молодых арабов без рода и племени, которые благодаря ему обретут смысл жизни в джихаде».
А следующие главы посвящены почитателю Кутуба, другому мятущемуся человеку и кумиру молодых арабов, которому также удалось создать угрозу многим правящим режимам (и не только мусульманского мира), – Усаме бен Ладену. И обстоятельно рассказывается про его пять жен и астрономическое число детей.
Что-то мне подсказывает, что свобода отвоевывается сегодня не на поле порнографии┘