Набережная Темзы у моста «Миллениум» – одно из наиболее посещаемых туристами мест Лондона. Фото Reuters
1 августа открылся прием заявок на концепцию развития столичных набережных. По словам городских чиновников, 44% территории московских набережных сегодня не благоустроено. Между тем именно набережные дают архитекторам и урбанистам простор для самых смелых и эффективных решений в мегаполисах мира.
Специалисты говорят, что существующие сегодня проекты реконструкций набережных во всем мире решают, по сути, одну задачу: дать больше места жителям города – пешеходам, велосипедистам, детям – и по возможности меньше автомобилям и предприятиям. Такие решения – часть общего глобального процесса переориентирования с идей технического прогресса на принципы экологичности, энергоэффективности, здоровья. А потому за последние 10–15 лет и тенденции в планировании и архитектуре во всем мире заметно изменились. Специалисты в этих областях пришли к пониманию, что человеку даже в городе необходимо тесное взаимодействие с природой. И городские водные пространства в данном смысле – самая подходящая для этого часть. В последней трети прошлого века мегаполисы снова начинают обращаться к воде, все чаще при этом используя в их оформлении природные материалы. Так, досками вымощены, например, променад Брайтон-Бич и порт Тель-Авива.
На заре тысячелетия самые яркие и масштабные проекты в Лондоне появились именно на набережной в рамках концепции развития южного берега Темзы – это пешеходный мост «Миллениум» и самое большое в мире колесо обозрения «Лондонский глаз». При этом набережные южного берега Темзы после реконструкции стали пешеходными.
Пешеходными в выходные становятся и набережные Сены в Париже. А летом их закрывают для движения автомобилей на целый месяц – когда на правом берегу проходит акция «Парижский пляж»: здесь насыпают песок, расставляют зонтики и шезлонги. Париж разработал целую концепцию развития рекреационных пространств на берегах Сены. В прошлом году почти 2,5 км левого берега от музея Орсе до моста Альма стали полностью пешеходными. Здесь появились обширные зеленые пространства, кафе и даже лежаки для отдыха, для детей открыли игровые площадки. При этом лестница музея Орсе легко превращается в зрительный зал, если экран установлен на воде. Такое соединение воды и берега – еще она из общемировых тенденций освоения и развития набережных. Так, в 2013 году на набережной в Копенгагене открылся петляющий променад над водой, разработанный бюро JDS Architects. На нескольких уровнях здесь появились пешеходные дорожки и зоны отдыха. На набережной Торонто на берегу озера Онтарио архитекторы создали над водой деревянный настил с причалами для яхт, отвоевав у воды немного пространства. На самой набережной посадили деревья и поставили скамейки. При этом берег озера Онтарио, как и парижская лестница, может без труда стать огромным кинозалом.
В Москве подобное соединение берега и реки предложила фирма Diller Scofidio+Renfro (США) в проекте экопарка «Зарядье». На территорию парка перенесены четыре характерные для России ландшафтные зоны: северные ландшафты, степь, лес и пруды. Для привязки реки к парку архитекторы придумали вынесенный на сваях над набережной и водой прозрачный мост. Он не ведет на другой берег, а делает петлю над водой и возвращается в парк, включая реку в его ансамбль. То есть отдыхающие имеют выход к воде, не покидая парка.
«Все проекты по благоустройству набережных, а также парков и скверов должны утверждать сами москвичи, отмечает председатель Совета муниципальных образований Москвы Алексей Шапошников. – Жители могут высказать свое отношение к проекту при помощи городских сервисов или мобильных приложений. Например, можно провести опрос на «Активном гражданине» и выяснить, какие именно объекты нужны вдоль набережной: пешеходные дорожки, веломаршруты, летние кафе, туалеты, футбольные или волейбольные площадки, пляжные зоны или зоны тихого отдыха. Кстати, таким способом мы хотим выявить мнение москвичей о создании парка «Яуза» в Северо-Восточном округе столицы. Также жители могут согласовать проект через своих муниципальных депутатов, как это происходит в последние годы при благоустройстве дворов. Если у москвичей есть свои предложения по обустройству набережных, они могут обратиться по этому вопросу в Совет депутатов своего района».
Архитекторы США на рубеже XXI века создали систему LEED – систему энергоэффективных и экологически чистых зданий. Сразу после США аналог этой системы ввели в свои нормативы и британские специалисты, назвав ее ECO. Основной их принцип – в проектировании, планировании и строительстве сооружений с учетом не только природных явлений, но и с использованием переработанных отходов производств и природных материалов: недр земли и солнца – для обогрева, накопленной в резервуарах дождевой воды для – водоснабжения. Подобные системы применяют при проектировании и строительстве набережных и прибрежных зон там, где мегаполисы граничат с водой: в Австралии, Англии, на Западном и Восточном побережьях США. Современные технологии позволяют даже строить дома прямо на границе водоемов и при этом придерживаться принципов экологичности. Такой проект, например, реализовала компания H2L2 USA в Филадельфии на реке Делавер. Спроектированный по системе LEED небоскреб построен из переработанных материалов, полностью отключен от коммуникаций, функционирует за счет сбора дождевой воды, солнечной энергии и специальной системы центрального кондиционирования. Вокруг здания есть парк с доками для яхт, ресторанчиками на воде и системой пешеходного и велопроменада.