Так выглядели доспехи воюющего северянина.
Фото автора
Мода на реконструкцию старых вещей и древних обычаев породила на территории современной Чукотки огромный интерес к истории, особенно военной. Известно, что народы, населявшие огромный северный край, вели между собой беспрерывные воины за обладание территориями, пастбищными угодьями и оленьими стадами. Северяне при этом умели храбро сражаться, а также создавали свои необычные виды оружия и защищающих воинов доспехов.
Шкура злого духа Келе
Защита от оружия противника у чукчей всегда стояла на первом месте. Воины как защитники стойбища, а в других случаях и как завоеватели всегда были окружены особым вниманием сородичей. Для защиты воины на севере не использовали щиты, как это делали, например, в европейских армиях. В основном использовались панцири, напоминающие современные фартуки рентгенологов из свинцового материала. Чукотские боевые панцири изготавливались из костяных пластинок, которые иногда нашивались на прочную лахтачью шкуру (лахтак – один из видов тюленя).
Панцири защищали основную часть туловища, начиная от груди и до середины голени ног. Грудь воина защищал нагрудник, также изготавливаемый из кости или металла, а иногда только с добавлением металлических пластин. К телу нагрудники привязывались ремешками. Голову и часть спины закрывали назатыльники, напоминающие крылья. Они могли смещаться в ту или иную сторону и защищали от стрел часть плеча воина.
Лучники, чтобы обезопасить руку, в которой держался лук, привязывали от кисти до локтя наруч, а на опорную ногу надевалась поножа. Наруч и поножа изготавливались также из костяных пластинок, нашитых на кожу.
С особой тщательностью защищалась голова воина. Для этого чукчи делали шлемы с нашитыми костяными или металлическими пластинами, с добавлением меха волка. Считалось, что волк – это представитель злого духа Келе и его шкура может взять на себя зло, которое «нагоняет» или «испускает» противник. Укомплектованный защитными средствами чукотский воин был неуязвим для стрел и острых наконечников копий.
Забеременеть от эрыма
Однако как бы ни надежно было защитное снаряжение воина, оно все-таки мешало, особенно в рукопашном бою. Тогда некоторые воины сбрасывали с себя панцири, назатыльники и сражались, используя тесак, копье или большой нож. Есть легенды, что аляскинские эскимосы во время стрельбы противника из лука раздевались донага и ловко увертывались от летящих стрел. Когда запас стрел у противника иссякал, воины надевали боевые доспехи и шли в рукопашный бой.
Вообще чукчи очень ценили людей, обладавших большой физической силой, организаторов боевых действий. Их уважительно называли эрымами, что означало – богатырь, силач, а в нынешней транскрипции – начальник. Хороших воинов всячески оберегали, им не поручали черновую, грязную работу. Эрымы пользовались исключительной любовью у всех северян, но особенно у женщин. Почетно было от силача забеременеть любой красотке в стойбище, еще более почетно было иметь от эрыма детей, особенно мальчиков – будущих воинов.
Изготовлением боевого снаряжения занимались не только мужчины, но и женщины. Именно они прошивали твердую, как жесть, шкуру лахтака нитками из оленьих сухожилий. При изготовлении снаряжения использовались кости оленя, морских животных, в том числе клыки моржа, даже бивни мамонта. Нужно сказать, что кость рога оленя, сетчатые кости морских животных обладают «вязкими» свойствами. В них застревают не только стрелы, но и пули, выпущенные из современного стрелкового оружия. Кость бивня мамонта и моржового клыка – особо прочная, от нее стрелы отскакивали. Чукчи искусно использовали качества той или иной кости. «Вязкие» шли на изготовление панциря, а «броневые» – на изготовление наручей и поножей, шлемов.
Нынешнее молодое поколение северян с особым трепетом относится к боевому прошлому своих предков. В ряде поселков Чукотки действуют исторические клубы. Недавно в поселке Провидения было разыграно целое сражение с использованием военного оружия и снаряжения, которым пользовались чукчи столетия назад. По утверждению участников военной игры, которые надевали доспехи из костяных пластинок, это снаряжение очень легкое, даже удобное.
Военное снаряжение чукчей давно стало редкостью, тем не менее во многих музеях округа оно все-таки представлено. Вот что по этому поводу сказала начальник отдела музейного центра «Наследие Чукотки» Ирина Романова: «Оружие, доспехи, которые использовались чукчами на рубеже XVII–XVIII веков, представлены в нашем музее панцирем из металлических пластинок, шлемом, нагрудником и другими предметами. В последнее время интерес к подобного рода историческим экспонатам у северян растет». Кстати, этим интересом не преминули воспользоваться резчики и гравировщики по кости. На прилавках местных магазинов появляется все больше сувенирной продукции, связанной с историческим военным прошлым Чукотки.
Чукотка