Усилий только сотрудников МЧС для очистки побережья от нефтепродуктов пока недостаточно.
Фото Reuters
В акватории Азовского и Черного морей развернулась беспрецедентная операция по ликвидации последствий сразу нескольких кораблекрушений. Напомним, что в результате семибалльного шторма на минувшей неделе в Керченском проливе затонули пять судов и еще шесть сели на мель. Из разломившегося танкера в море вылилось около двух тыс. тонн мазута, а на затонувших сухогрузах находится около семи тыс. тонн серы.
То, что произошло в Керченском проливе, прибывший на место ЧС премьер-министр правительства РФ Виктор Зубков назвал «самым массовым кораблекрушением в истории современной России, последствия которого самые удручающие». Главное сегодня – сократить масштабы экологического ущерба, который, по предварительным оценкам, уже превысил 300 млрд. руб.
Как сообщил «НГ» председатель совета общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха, в результате кораблекрушений нефтепродуктами оказалась залита значительная часть побережья Таманского полуострова Краснодарского края. В зону экологического бедствия попали косы Тузла и Чушка, а также береговая линия у поселков Ильич и Приазовский. По побережью Черного моря нефть дошла до поселка Волна в южной части Таманского полуострова. По данным Росприроднадзора, основная часть мазута залегла в толще воды ближе к дну пролива и он будет постоянным источником загрязнения для Азовского моря. Чтобы этого избежать, между мысом Тузла на Таманском полуострове России и одноименным украинским островом даже собирались соорудить дамбу. Однако позже от этой идеи отказались, установив две 200-метровые нитки боновых заграждений.
Как сообщил «НГ» начальник пресс-службы Южного регионального центра МЧС России Олег Греков, к четвергу от нефтеотходов было очищено около 16 километров береговой линии, собрано и утилизировано более 3,2 тыс. тонн смеси из ила, водорослей и нефтепродуктов, вылившихся из танкера. Завершена перекачка нефтепродуктов с треснувшего танкера «Волгонефть-123». Из кормовой части нефтеналивного судна «Волгонефть-139» откачано 1040 тонн мазута, на полное завершение этих работ потребуется не менее 12 часов. Водолазы МЧС обследуют затонувшие суда, в том числе сухогрузы с серой, чтобы оценить возможность их подъема на поверхность.
Практически сразу же начались поиски виновников экологического бедствия. Кубанский губернатор Александр Ткачев на заседании краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям заявил, что в авариях в Керченском проливе виноваты капитаны судов, которые получали штормовое предупреждение, но, понадеявшись на авось, не ушли в безопасное место. Позже начали выдвигаться и другие версии, включая техническую неготовность судов к работе в подобных погодных условиях, а также халатность береговых служб. Прокуратура завела сразу четыре дела по фактам кораблекрушений в Керченском проливе. Одно из дел – по ст. 292 УК РФ (халатность) – в отношении капитана порта «Кавказ» Андрея Иовлева, который обвиняется в «ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей, выразившемся в необеспечении безопасности движения и эксплуатации судов». Сейчас следователи изучают, были ли капитаны судов, находившихся в Керченском проливе, должным образом предупреждены о шторме и его силе. Сам Андрей Иовлев заявил, что информацию о приближающемся шторме получили капитаны всех 60 судов, находившихся в тот момент в районе порта «Кавказ», однако после оповещения только 35 из них ушли в безопасные места. Капитаны утверждают, что береговыми службами было сделано всего одно штормовое предупреждение, о дальнейшем ухудшении погоды моряков проинформировали слишком поздно, а службой трафик-контроля порта Керчь из-за неблагоприятных метеоусловий был закрыт судоходный канал в относительно спокойное Азовское море.
При этом важнейшей причиной массового кораблекрушения многие эксперты все же называют необыкновенно мощный шторм, подобного которому в Керченском проливе не было 50 лет.
Вне зависимости от того, кто виноват, ущерб экологии нанесен огромный. По предварительным подсчетам, загрязнено более 50 км побережья, погибли 30 тыс. птиц и еще столько же испачканы мазутом. На побережье уже нашли более 10 тыс. рыбьих тушек – бычка, хамсы, пеленгаса, есть случаи гибели дельфинов. Возрастает вероятность появления мутаций разных видов рыб. Некоторые популяции рыбы в Азовском море могут вообще прекратить существование. По словам Андрея Рудомахи, ситуация усугубляется тем, что пострадал регион, чрезвычайно ценный и уязвимый в природном отношении. По Керченскому проливу проходит путь миграций рыб между Азовским и Черным морями, в том числе многих видов, включенных в Красные книги России и Международного союза охраны природы. Более того, к проливу прилегает Тамано-Запорожский заказник, сейчас также загрязненный нефтепродуктами.
Андрей Рудомаха утверждает, что принципиальные причины катастрофы кроются отнюдь не в плоскости форс-мажорных погодных условий и ошибок капитанов: «Еще в 1999 году в Керченском проливе в составе российского порта «Кавказ» был организован так называемый рейдовый перегрузочный комплекс «Таманский» – фактически «плавучий» нефтехимический порт, через который началась массовая перевалка нефти, нефтепродуктов, серы и удобрений. В 2001 году подобную рейдовую перевалку начал украинский порт Керчь. В результате в Керченском проливе на рейде постоянно находится большое количество судов с опасными грузами. А это, в свою очередь, учитывая чрезвычайно сложные для навигации условия пролива, представляет собой мину замедленного действия, которая рано или поздно должна была сработать».
Ростов-на-Дону