Петр Сумин не слишком высоко оценил работу своих подчиненных.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Спустя 50 лет после аварии на производственном объединении «Маяк» в Челябинской области озаботились переселением жителей зараженных территорий. Экологи полагают, что нынешний подход региональных властей – это показное решение проблемы, которое сейчас используется в политических целях.
Недавно в Челябинской области отмечали годовщину аварии на «Маяке», по своим масштабам сопоставимой с трагедией на Чернобыльской АЭС. Полвека назад на старейшем заводе атомной отрасли произошел взрыв емкости с радиоактивными отходами, в результате которого общая площадь загрязнения составила 23 тыс. кв. км. По официальной статистике, в этой зоне оказались шесть районов Челябинской области, радиационный след затронул Свердловскую и Тюменскую области. Зараженным оказался Теченский каскад водоемов, а все населенные пункты, расположенные неподалеку от реки Теча, стали непригодными для проживания. В то время на загрязненной территории проживали 272 тыс. человек, и до сих пор там остаются тысячи людей, среди которых уровень онкологических заболеваний превышает общероссийский почти в пять раз.
Жителей зараженных территорий нужно переселять на чистые земли, однако областные чиновники обратили внимание только на село Муслюмово – один из населенных пунктов, попавших под влияние радиации. «Муслюмово – единственный в Уральском регионе населенный пункт, на территории которого текущая доза облучения от техногенных источников превышает допустимую норму в десятки раз. Все жители села в соответствии с федеральным законодательством получали и получают компенсации за проживание на этой территории», – заявил в одном из интервью министр экологической и радиационной безопасности Челябинской области Геннадий Подтесов.
В ноябре 2006 года главой Росатома Сергеем Кириенко и губернатором Челябинской области Петром Суминым было принято решение об отселении в течение двух лет 741 домовладения Муслюмово. В общей сложности на переселение Муслюмово и строительство нового поселка Новомуслюмово, куда планируется отселить жителей, Росатом выделил 600 млн. руб. Спустя почти год после подписания соглашения с министерством Петр Сумин публично раскритиковал работу чиновников, ответственных за переселение жителей, заявив, что недоволен темпами строительства нового села: «Я не понимаю, что и как мы там строим. Если главы районов не выполняют обязательства, заставьте их это сделать или замените другими. Вы плачете, что люди не хотят ехать в новое село, а люди не верят нам. Вы куда их тянете? Фундаменты рыть? Двойка тебе, Шопов (Валерий Шопов – министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. – «НГ»), и двойка тебе, Подтесов».
В свою очередь, экологи утверждают, что ажиотаж с переселением жителей села Муслюмово используется властями в политических целях. По словам руководителя Челябинского областного общественного фонда «Экология» Николая Щура, кроме Муслюмово вдоль реки Теча есть еще целый ряд населенных пунктов, которые уже давно должны были быть переселены в соответствии с распоряжением правительства РФ: «На сегодня эти деревни просто оставлены без внимания. Из села Муслюмово просто сделали бренд. И он сегодня приносит огромные деньги многим людям, в том числе общественным организациям, которое получают средства за то, что якобы что-то там делают».
Челябинск