На Покрова в Карповке в пляс пускаются все.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Покрова Пресвятой Богородицы – один из главных праздников донских казаков. По преданию, в 910 году Божья Матерь защитила жителей Константинополя от сарацинов, осадивших город. Окруженная ангелами, она распростерла свой покров над людьми в храме. Заступничеством Божьей Матери город был спасен, и враги отступили.
Турецкие видения
Донские казаки твердо верят, что им тоже помогла Пресвятая Богородица, когда 366 лет назад семитысячный казачий отряд оборонял город-крепость Азов от 300-тысячной турецкой армии. Осада продолжалась целое лето. И 14 октября по новому стилю казаки, понимая, что им уже ничто не может помочь, переоделись во все чистое, помолились Богу, открыли ворота и вышли на последний бой. И были поражены, увидев, что турок нет. Оказалось, что в этот день они всем лагерем снялись и ушли. Позже пленные турки рассказывали, что им было виденье, как будто в город Азов пришел большой отряд казаков. Так с тех пор Покрова считаются особенно почитаемым праздником среди казачества. В этот день во всех храмах проходит праздничная литургия и крестный ход; а в столице донского казачества Новочеркасске проводится парад Всевеликого войска Донского.
За неделю до Покрова в Монастырском урочище (под станицей Старочеркасской), где были захоронены герои Азовского осадного сидения, состоялась панихида. Именно отсюда в 1637 году отправлялось казачье войско на штурм Азова. А четырьмя годами позже в отместку за посрамление своего оружия под Азовом турки ночной атакой сумели захватить городок и уничтожить всех его жителей. С тех пор здесь никто не жил. В 1867 году на средства населения Дона в Монастырском урочище была сооружена часовня-памятник. С тех пор ежегодно, вплоть до установления советской власти, в канун Покрова у часовни совершалось поминовение «павших сидения», на которое съезжались тысячи казаков. Сегодня эта традиция возобновлена.
Чтобы дружка милого найти
К Покровам Пресвятой Богородицы обычно заканчиваются основные работы на полях, а в станицах и хуторах начинают справлять свадьбы. Не зря говорилось: «Придет Покров, девке голову покроет!» Девушки на Покров обязательно спозаранок бежали в храм, ставили свечку празднику и просили послать хороших женихов. А чтобы «дружка милого найти», полагалось не грустить, а веселиться. Брак, заключенный на Покров, обещает быть долгим и счастливым.
Да и как можно было девке «сидеть сиднем», когда в этот день гуляла вся станица. К слову, и по сей день в донских хуторах и станицах на всю улицу накрываются столы.
В старинном донском хуторе Карповка, основанном еще в XVIII веке, Покрова Святой Богородицы казаки и в этот раз отметили с большим размахом. К тому же Покрова здесь совпали с престольным праздником. Когда-то в хуторе была своя церковь, днем освящения которой была избрана середина осени, 14 октября. Храма давным-давно нет, его не помнят даже старожилы, но престольный праздник свято соблюдается каждый год. Так уж заведено, что в этот день в гости к карповцам приезжают казаки из соседних хуторов. Все принаряженные: женщины в пышных юбках и приталенных кофтах, мужчины в казачьей форме. Праздник всегда начинается с молебна. Вот и на этот раз в центре хутора, у Дома культуры (постройки сталинских времен) – с высокими колоннами и оставшейся от застойных лет вывеской Министерства культуры РСФСР, батюшка из соседней станицы Семикаракорской отслужил службу.
После богослужения началось торжество. Атаман Черкесского округа Виктор Прилукин под дружное «любо!» зачитал праздничное обращение войскового атамана, сообщив, что тот дарит карповцам и их гостям бочонок добротного донского вина.
Утюг за материнство
Перед хуторянами также держали речь глава поселковой администрации Алексей Кириллов и директор местного хозяйства Сергей Толок, которого по старинке здесь называют председателем колхоза. Затем вручали подарки передовикам сельского хозяйства. При этом Сергей Толок каждый раз подчеркивал, что «ребята работают отлично, не выпивают». Механизатора Владимира Смолякова наградили микроволновкой, его напарника Николая Сажко – пылесосом, а многодетную мать Таисию Сидорову одарили утюгом.
А потом началась неофициальная часть торжества – застолье. Чего тут только не было: жареный сазан и лещ, начиненный кашей, запеченный поросенок, утки с яблоками, пироги с капустой и мясом, соленья... Пили за Россию-матушку, за батюшку-Дон да за своего атамана┘ Вино текло рекою, играли гармошки, задорные песни разносились по всей округе. То и дело слышалось: «Проня, заводи нашу казачью┘»
Донской край казачий – край православный. Казак всегда черпал свою силу пахаря и силу воина в православной вере. И Бог хранит казаков.
Ростов-на-Дону