По мнению губернатора Виктора Толоконского, в плохом состоянии городских дорог виноваты грузовики строителей.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Противостояние между властями Новосибирской области и рядом местных строительных организаций грозит обернуться крупным скандалом. Обладминистрация решительно объявила войну большегрузным автомобилям, перевозящим строительный щебень из карьеров Тогучинского района в Новосибирск.
В администрации убеждены, что автомобили, идущие с большим перегрузом, изрядно разбивают дороги, ездить по которым уже крайне проблематично. Это и стало причиной введения серьезных ограничений по нагрузке на ось. В ответ строители заявляют не только о неминуемом росте цен на строительные материалы, но и о дефиците щебня, который ни много ни мало может сильно осложнить реализацию нацпроекта «Доступное жилье». Договориться стороны пока ни о чем не могут.
«С каждым днем ситуация только усугубляется. Предприятия строительной отрасли уже почувствовали, что щебня в Новосибирске не хватает», – заявил «НГ» президент Ассоциации строителей Новосибирской области Константин Боков. Но руководитель департамента транспорта областной администрации Николай Симонов еще раз подтвердил, что намерения властей по-прежнему серьезны, а дефицит щебня с проблемами его перевозки напрямую не связан.
Как пояснил «НГ» председатель комитета по транспорту облсовета Сергей Титков, проблема складывалась годами, просто ранее до ее решения у властей не доходили руки. «Наши дороги не рассчитаны на большегрузные машины китайского и немецкого производства, которые в последние годы используют перевозчики, – пояснил он. – Как следствие, дороги теперь в плачевном состоянии – грузовики их все побили».
Драконовские меры власти начали применять с месяц назад. Сотрудники ГИБДД останавливали каждый большегрузный автомобиль, идущий по трассе. Почти каждое авто оказывалось с перегрузом, после чего милиционеры снимали с машин номера и выписывали перевозчикам крупные штрафы. Следом вышло постановление губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского, закрепляющее ограничения по нагрузке на ось. Строителей охватила паника. «Рост цен на щебень – это только цветочки. Хуже будет, когда строительство ощутит его дефицит. Губернатору будет не просто сдать в этом году 1,2 миллиона квадратных метров жилья», – сообщил «НГ» директор одной из строительных фирм. По его словам, импортная техника, которую сейчас в основном используют перевозчики, рассчитана на 30–40 тонн груза, а дороги рассчитаны лишь максимум на 20 тонн. В итоге грузовики вынуждены ходить полупустыми. «Но это же абсурд: вместо того чтобы отремонтировать дороги и пустить по ним большегрузные машины, принимается совершенно неконструктивное решение», – считает депутат горсовета Иван Митряшин.
«Строительный бизнес либо должен соблюдать правила и беречь дороги, которые содержатся на бюджетные деньги, либо строить за свой счет собственную инфраструктуру. Чей бизнес, тот и должен строить», – считает Сергей Титков. Пока же строителям предлагают другие способы перевозки щебня – например, железнодорожным транспортом. Однако строители уверяют, что специальных железнодорожных вагонов для этого в Новосибирской области практически нет.
За последнее время состоялось множество встреч между представителями Ассоциации строителей и чиновниками. Как заявил руководитель департамента транспорта Николай Симонов, в реконструкции трассы из Тогучина в Новосибирск «предполагается участие и строительных организаций, в том числе и финансовое».
Новосибирск