Из дворян в комсомольцы и обратно.
Фото Владимира Захарина
Волгоградская область вошла в историю советского государства как регион, в котором появился едва ли не самый первый в стране населенный пункт имени Ленина. Еще в 1919 году, в разгар Гражданской войны, село Пришиб торжественно переименовали в Ленинск. Телеграмма об этом была направлена в Совет Народных Комиссаров РСФСР. Вскоре появился и Ленинский район, который благополучно существует до сих пор. Кстати, говорят, сам Владимир Ленин против переименования села Пришиб в честь себя не возражал.
Впрочем, несмотря на революционные веяния, в Волгоградской области наряду с советскими названиями сел и районов (Октябрьский, Красный Пахарь и т.д.) сохранились и старые казачьи названия поселений – Урюпинск, Новая Анна, Михайловка. Хотя Царицын во второй половине 20-х годов прошлого века был переименован в Сталинград, остальные крупные поселения региона в основном сохранили дореволюционные названия. Так, остался нетронутым город Камышин – родина одного из руководителей партии социалистов-революционеров Сергея Чернова и любимый городок развлечений волжских купцов.
У некоторых поселений до революции было два названия. Представители советской власти, стремясь упорядочить топонимические изящества, оставляли из двух наименований одно – нередко то, которое было невзрачным. Расположенное под Волгоградом (Царицыном) село Городище до революции имело второе название – Красный Колодезь. Эпитет красный, в смысле красивый, относился к роднику святой Параскевы Пятницы, вода из которого считалась целебной. Очевидно, в интересах борьбы с религиозными пережитками новые власти решили оставить только одно название, которое существует и до сих пор – Городище.
После разрушения СССР Волгоградскую область мода на переименования в целом обошла стороной. По инициативе местных казаков в середине 1990-х годов только Подтелковский район был переименован в Кумылженский. Атаманы решили, что казак-коммунист Федор Подтелков причастен к трагедии расказачивания, а потому его имя не может быть увековечено на донской земле. Тогдашний губернатор Иван Шабунин, новоаннинский казак, пошел атаманам навстречу. Другого казачьего района – Киквидзенского, названного в честь красного командира Василия Киквидзе, погибшего в этих местах, переименование не коснулось. Историки-краеведы утверждают, правда, что пал молодой командир от руки сослуживца, у которого Киквидзе увел жену. Однако атаманы лишить район его имени не решились. Может быть, посчитали смерть за любовь тоже геройской┘
Периодически страсти вспыхивают в регионе вокруг названия областного центра. Коммунисты и ветераны Великой Отечественной войны требуют от федеральных и местных властей переименования Волгограда в Сталинград. Казаки и творческая интеллигенция, напротив, хотят жить в городе с дореволюционным названием Царицын. Однако, как показывают социологические опросы, большинство волгоградцев (прежде всего молодежь) хотят сегодня жить именно в Волгограде и возвращаться ни в советское, ни в царское прошлое не желают.
Волгоград
Фото Владимира Захарина