О том, что где-то в Страсбурге существует Европейский суд по правам человека, в столице Сибири многие узнали лишь зимой 2005 года. Как раз после того, как проживающая в Новосибирске пенсионерка Лидия Праведная, утверждавшая, что Пенсионный фонд при пересчете ее пенсии необоснованно занизил сумму, выиграла Страсбургский суд. Известие об успешном окончании дела «Праведная против РФ» облетело страну и особенно бурно обсуждалось в Новосибирске. В Страсбурге признали, что российские суды нарушили имущественное право Праведной и право на справедливое судебное расследование. Это означало, что Пенсионный фонд (ПФ) обязан был пересчитать пенсию в сторону увеличения. По мнению юристов, больше всего из Новосибирска в Страсбургский суд обращаются именно по пенсионным проблемам.
Процесс по делу Лидии Праведной длился около трех лет. За помощью она обращалась и к коммунистам, и в движение «Женщины России», и в Совет ветеранов – все помогали по чуть-чуть. Помогать с оформлением документов для подачи заявления в Страсбургский суд мог бы уполномоченный по правам человека Новосибирской области, однако такой должности в регионе нет. Вел дело адвокат, услуги которого, как уверяет Лидия Праведная, оплатил Страсбургский суд, поскольку сама она является малоимущей.
После победы Праведной юристы предрекали волну обращений пенсионеров в суды разной инстанции по аналогичным делам. Ведь после вынесения решения в Страсбурге и соответствующих инструкций от вышестоящего начальства руководители Новосибирского отделения ПФ сразу же пересчитали ей пенсию. Пример правдоискательницы вдохновил многих. «Только среди моих знакомых пенсионеров в Европейский суд обратились 15 человек, – пояснила «НГ» Лидия Праведная, – и по нескольким делам должны быть вот-вот вынесены решения».
В Пенсионном фонде неохотно комментируют этот прецедент. Хотя речь велась о том, чтобы пересчитать пенсии по всем подобным делам, в новосибирском отделении фонда «НГ» пояснили, что «никаких массовых перерасчетов не ведется». Второй секретарь обкома КПРФ, депутат облсовета Вадим Агеенко заявил «НГ», что такую позицию властей можно воспринимать «как завуалированное нежелание исполнять решение Европейского суда». Политолог Дмитрий Пучкин считает, что местные власти и руководители равнодушны к подобным судебным делам: «Положительные решения в Европейском суде – это головная боль скорее для федеральных властей».
Новосибирск