На таких лодках чукчи не боялись выходить в открытое море.
Фото автора
Чукчи, которые многие тысячелетия живут на побережье холодных морей и охотятся на морских животных, сумели создать уникальные средства передвижения по льду и воде, а также оружие, с помощью которого можно было добывать крупных морских зверей, и одежду, защищающую от холода и влаги.
Наряду с поворотным гарпуном (он на протяжение многих веков используется при охоте на китов) чукчи научились изготавливать легкие, переносимые вручную, прочные, устойчивые на воде лодки – байдары.
До сих пор, спустя столетия, чукотские умельцы делают байдары без единого гвоздя, клея, других современных технических средств. Деревянный каркас, состоящий из тонких березовых, сосновых или кедровых реек, выстругивается острым ножом, скрепляется ремнями, после чего обтягивается шкурой моржа.
На изготовление одной байдары средней величины уходит от четырех до шести шкур, в зависимости от их размеров. Шкуры специально обрабатываются, высушиваются, а при обтягивании деревянного каркаса специально размягчаются, а затем вновь высушиваются, чтобы они более плотно прилегали к древесине. Днище высушенной, готовой к использованию байдары слегка просвечивает и звенит, подобно бубну. Для килевой части байдары берется наиболее толстый участок шкуры моржа – ее спинная часть.
При охоте на морских животных во льдах преимущество байдары очевидно. Команда из трех-четырех человек легко затащит байдару на льдину, чтобы преодолеть ледяной затор, чего не сделаешь при использовании тяжелых деревянных вельботов и металлических лодок.
Байдары устойчивы и быстроходны, если идти на веслах. Эти лодки довольно легко преодолевают небольшие морские волны. Используя благоприятные течения и ветры, чукчи на байдарах под парусом в XVII–XVIII веках огибали современную Аляску и достигали Канады. Причем вели не только торговлю, но и захватнические набеги.
Автору этих строк не раз приходилось плавать на байдарах. Под ногами, всего в нескольких десятках миллиметров, плещется холодная вода, видимая сквозь сухую кожу моржа, – ощущение не для слабонервных. Как-то довелось добираться на двух байдарах из эскимосского села Сиреники до райцентра Провидения. В бухте, на подходе к месту назначения, началось сильное волнение, суденышки, обтянутые кожей, подпрыгивали, как мячики на крутой волне. До берега было далеко, и байдары сильным отливным течением стало сносить в открытое море. Навесные лодочные моторы работали на полную мощность. По рации на помощь был вызван «Спасатель» – морской быстроходный катер. Пока он шел к месту происшествия, байдары наполовину залило водой, но они еще довольно устойчиво держались на волне. Приходилось вручную, ведрами откачивать воду, захлестывающую суденышко. Катер все-таки вовремя подошел к байдарам, все пассажиры и экипажи двух лодок остались живы и невредимы. Но было очевидно, что в штормовую погоду выходить в море на байдарах опасно.
В годы советской власти, на протяжении многих десятилетий байдары на Чукотке не делали. Но более десяти лет назад, с началом проведения регаты «Берингия» (в ней участвуют морские охотники), когда в ходе праздника стали организовываться гонки не только на вельботах, но и на байдарах, строительством этих старинных средств передвижения по воде занялись во многих селах.
В конце прошлого века, да и в начале нынешнего, байдары использовались в туристических целях. В Провидении, других поселках действовали туристические частные фирмы, осуществлявшие экскурсии вдоль побережья к историческим местам на байдарах. Но в настоящее время байдары для перевозки туристов не задействуют. А причиной тому – гибель четверых иностранных туристов, которые вышли в море в шторм. В основном теперь строятся байдары гоночного варианта, для регаты «Берингия». В отличие от байдар, ранее предназначавшихся для охоты, гоночные более узкие, более мелкие и более легкие. В них размещаются шесть гребцов и один рулевой.
«Байдары, как и поворотный гарпун, меховая одежда, яранга, помогли нашим предкам выжить в жестоких северных условиях, и не только выжить, но и освоить Арктику, – говорит исполнительный секретарь Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты Эдуард Здор. – Сейчас стоимость байдары выше, чем стоимость моторного катера, это и понятно – ручная единичная работа мастера всегда ценится высоко. Байдара к тому же служит человеку лишь пять–семь лет».
Байдара, кстати, изображена на гербе ряда приморских поселков Чукотки, а также на эмблемах общественных организаций округа. Используется изображение байдары и при изготовлении сувениров, изделий из моржового клыка, китового уса. Местными композиторами написано несколько песен, посвященных романтике плавания под парусом на байдарах.
Анадырь