Храм Преображения Господня - главный собор города.
Трудно представить, что Бердску, небольшому городку в 35 километрах к югу от Новосибирска, почти три сотни лет. Ощущение старины здесь не возникает вовсе – может, потому, что и исторических памятников здесь совсем не сохранилось. В итоге, город с населением в 90 тыс. человек кажется очень молодым.
По образу града Китежа
Между тем Бердский острог был заложен еще в начале XVIII века, ориентировочно в 1716 году (историки так и не смогли уверенно назвать точную дату). Он стал форпостом для продвижения русских на Алтай. К концу века необходимость в военном укреплении исчезла, и острог, превратившись в самое обычное, хотя и довольно крупное село, стал административным центром для расплодившихся в округе деревень.
Во второй половине XIX века село Бердское прославилось на всю страну благодаря купцу Владимиру Горохову, который построил здесь крупную мельницу экстра-класса, перерабатывавшую 90 тонн муки ежедневно. Мука поставлялась в европейскую часть России и активно шла на экспорт. При этом Горохов был не только продвинутым предпринимателем, но и благотворителем широкой души, а также яростным сторонником просвещения – помогал строить церкви, содержал библиотеку, основал детскую колонию и т.д.
Поворотным моментом в истории Бердска стала середина 50-х прошлого века – город перенесли на новое место, поскольку его территория попала под затопление. Старый Бердск оказался на дне Обского водохранилища. А Бердск новый стал городом промышленных гигантов. В сжатые сроки здесь были построены три кита местной экономики – радиозавод, электромеханический завод (БЭМЗ) и химзавод. Местная радиоаппаратура и электробритвы марки «Бердск» были в стране хорошо известны. Впрочем, все отлично понимали, что БЭМЗ главным образом работал на космос и оборонку – выпускал детали для ракет стратегического назначения.
Все резко изменилось в начале 90-х. Радиозавод, не выдержав конкуренции, сразу и быстро обанкротился. БЭМЗу, как это ни парадоксально звучит, пережить трудные времена помогла лапша быстрого приготовления, которую он взялся выпускать. Теперь, впрочем, об этом уже не вспоминают – основным профилем вставшего на ноги завода вновь стало машиностроение. Ну, а завод биопрепаратов несколько лет назад пережил банкротство и резко сократил выпуск профильной продукции. С другой стороны, промплощадки нисколько не пустуют – места заняты десятками фирм, занимающихся производством самых разных товаров.
Митволя на них нет
В последние лет десять в Бердске периодически вспыхивает дискуссия на тему, какая городу уготована судьба – вновь стать городом развитой промышленности или же превратиться в «город-курорт»? Иначе говоря – стать спальным районом Новосибирска. Второй вариант почти всем, кто помнит славное производственное прошлое Бердска, кажется очень обидным. Аргументы типа тех, что ориентация на создание города-сада вызовет бурный всплеск сферы обслуживания, за счет чего и будет пополняться городской бюджет, на людей почти не действуют. Сейчас все выглядит так, будто город развивается в обоих этих направлениях.
Убедиться в том, что основания превратить Бердск в город-сад имеются, можно легко – стоит лишь пройтись по городу. Местные жители обязательно укажут вам, что воздух здесь – не чета загазованному Новосибирску. Машин принципиально меньше, завод биопрепаратов давно уже окружающую среду нисколько не портит, а главное – рядом сосновый лес, а сам город, стоящий на берегу Берди и Обского моря, с трех сторон окружает вода. От советских времен остались несколько санаториев и баз отдыха, и во многих из них новые собственники уже навели порядок. Да и новые спортивные сооружения здесь в последнее время появляются весьма активно – например, совсем недавно местный предприниматель построил Дворец спорта.
Хотя город стоит на берегу, попасть к воде становится все труднее. Откуда ни возьмись, выросли прямо в лесу коттеджи, их территорию огородили, а металлические сетки часто уходят далеко в воду. Мэр города Александр Терепа периодически заявляет, что преграждающие путь сетки незаконны и что в судебном порядке такие требования собственникам предъявляются. Но на деле ничего не меняется – стоит заплыть за сетку, как наверняка появится охранник и вежливо посоветует плыть обратно. «Митволя на них нет». – Корреспондент «НГ» слышал это выражение неоднократно.
С другой стороны, на ничейные и доступные любому желающему участки берега и идти не хочется, потому что рискуешь неизбежно оказаться в груде мусора и разбитого стекла. Везде. По всему свободному берегу. Школьники каждое лето чистят берега, но чище не становится. И это резко контрастирует с благоустроенными пляжами, которые содержит не муниципалитет, а частники.
Город в погонах
У человека, который только оказался в Бердске, особенно в выходной, может запестрить в глазах от людей в военной форме. Бердск – город военных, здесь расположена бригада спецназа и вертолетный полк, где служит немало контрактников.
«Эй, девчонки, что вы делаете сегодня вечером?» – такой вопрос нередко можно услышать от группы солдат, отправившихся в увольнение и весело сидящих на корточках у здания центрального отделения почты.
Боевые награды на форме молодых ребят тоже не редкость. Местные газеты пестрят скупыми рассказами о подвигах: бердские спецназовцы служили во многих горячих точках, а бердские вертолетчики летали не только в Чечню, но и в Африку. Обе части считаются если не элитными, то вполне благополучными, и служить там престижно.
Есть и обратная сторона медали. Поскольку военных много, одно время газеты сообщали о множестве правонарушений с их участием. Впрочем, теперь об инцидентах с участием военных давно уже ничего не слышно.
Ильич в кольце супермаркетов
Если прогуляться по городу – а за пару часов можно пройти из одного конца в другой, – вызывает удивление количество строящегося жилья и супермаркетов. Работы ведутся на десятках строительных площадок. Цены на жилье здесь пока еще несколько ниже, чем в Новосибирске, и многие, работая в областном центре, покупают квартиры именно здесь.
Бердск лидирует в области по количеству сданного жилья – естественно, если не считать областной центр. Дорога до Новосибирска занимает минут тридцать–сорок, но это если не в часы пик. А пробки на Бердском шоссе давно стали обычным делом. Власти, понимая всю серьезность ситуации, расширяют шоссе, но это не спасает. На повестке дня – превратить Бердское шоссе в скоростную трассу. Это связано с тем, что в Академгородке (десять километров от Бердска) вот-вот должно начаться строительство технопарка – а какой получится технопарк, если до него проблематично добираться? После этого, видимо, цены на квартиры в Бердске сравняются с новосибирскими ценами окончательно и бесповоротно.
Супермаркетов в центре Бердска откровенно много, но покупателями они забиты всегда. Недавно в самом центре, по левую руку от Дома культуры, перед которым стоит стандартный памятник Ильичу, построили ГУМ. И тут же приступили к строительству супермаркета по правую руку от Ильича, для чего даже ликвидировали кольцо, на которое раньше заезжали автобусы. И неспециалисту видно, что архитектурных изысков в этих зданиях нет и в помине – но изящества, кажется, от застройщиков никто сильно и не требует. Ну а небольших продуктовых магазинчиков в центре, кажется, уже и не осталось.
И все-таки деревня, хоть и большая
Помимо продуктовых и хозяйственных супермаркетов в Бердске отчего-то много ювелирных лавок. Сосуществуют они, видимо, вполне успешно – пока что не закрылась ни одна лавка. Это, как и стремительный рост автомобилей на улицах, вызывает большие сомнения в данных официальной статистики, по которым средняя зарплата в Бердске составляет что-то около 6 тысяч рублей. Хотя, может, и так – по официальным данным, из 60 тысяч экономически активного населения почти семь тысяч бердчан ездят на работу в Новосибирск и получают соответственно уже другую зарплату.
По выходным жизнь кипит на Центральном рынке. Проблем с ущемлением местного населения здесь не было никогда – наоборот, славянских лиц за прилавками явное большинство. «Никакой выручки нет, зря стою», – из года в год жалуется корреспонденту «НГ» знакомая, которая лет десять назад ушла с завода торговать. Несмотря на постоянные жалобы, свое материальное положение она поправила принципиально, и на новую квартиру хватило, но вот здоровье угробила. А теперь ее опасения, в общем, не беспочвенны. Многие ходят на рынок не потому, что там дешевле (чаще уже нисколько не дешевле, чем в магазинах), а по привычке. Корреспондент «НГ» не раз на рынке встречал и по бердским меркам преуспевающего бизнесмена, и высокопоставленного банковского служащего, и бердского вице-мэра.
И все же от налета провинциальности никуда Бердску не деться. В городе много пяти- и девятиэтажек, но гораздо большую площадь занимает старый частный сектор. По-прежнему сохранилось выражение «поехать в город» – в Новосибирск. То есть Бердск, следуя этой поговорке, словно не город, а большая деревня.
И все-таки, попадая в Бердск, чувствуешь, что город успешно развивается. Правда, область дотирует местный бюджет более чем наполовину. Местные власти, впрочем, связывают это не с низкими собственными доходами города, а со спецификой бюджетной политики. Губернатор уже заявил, что с 2008 года Бердск перестанет дотироваться из области – вместо этой помощи Бердску больше достанется налоговых отчислений. Местные власти, не скрывая робости от свалившейся на них ответственности, рапортуют о том, что они к самостоятельности готовы.
Новосибирск
Побережье Берди усеяно подобными теремами. Фото автора |
Несмотря на наличие супермаркетов, жители Бердска предпочитают отовариваться на местном рынке. |