Испокон веков пышно и весело, соблюдая все традиции, празднуют донские казаки Святочные дни – начиная с Рождества Христова и завершая праздником Крещения Господня. В старину на Святки, которые длились ровно две недели, строго запрещалось работать – разве что живности корм задать да базы почистить. А вот, скажем, стирать, носки вязать или дорожки ткать – не дай боже. В эти дни ходили в церковь и по гостям да катались на санках. К празднествам готовились задолго: принято было не только обилие на столах, но и непременная обнова для каждого члена семьи – от мала до велика. Казачки под новые шали непременно шили себе и наряды, а мужчины старались ежели не сапоги купить, так уж рубаху обязательно.
И курочку, петушка, и пшенички два мешка
К Рождеству готовились 40-дневным постом, особенно строгим в канун праздника. В этот день полагалось употреблять в пищу сочиво (пшеницу с медом). Рано утром вся казачья семья спешила в церковь, но еще раньше, до колокольного звона, уходили из дому парни и мальчики лет от четырех славить Христа. Не принять их в доме считалось грехом. Если «христославили» совсем маленькие мальчики, то они просили за свое пение «и копеечку, и курочку, петушка, и пшенички два мешка». Обычно их наделяли пряниками, пирогами, конфетами, иногда деньгами. Вечерами по домам ходили уже старшие колядовщики. Их тоже одаривали продуктами, в том числе салом, колбасой, да еще «бумажными» деньгами. Нередко сам атаман приставал к компании и ходил с нею по куреням. Даже во времена атеизма «христославы» и колядовщики все равно ходили по станицам, стараясь, правда, обходить дома местного начальства и учителей. Сегодня же в каждом доме колядовщиков стараются зазвать за стол и угостить чем-либо погорячее, и у них хватает сил на два-три двора, не больше.
Добрым людям на святой вечер
Накануне Старого Нового года, 13 января, с полуночи до петухов гадают, варят вареники и ходят «щедровать». Вареники делают с творогом, картошкой, капустой – и непременно с сюрпризом – монетой, колечком, сахаром, мукой┘ Кому достанется вареник с денежкой – жизнь будет счастливой и долгой, с мукой – богатой, но тяжеловатой, с сахаром – сладкой и легкой, ну а кому достанется кольцо – жди свадьбы. Можно завернуть и ниточку в вареник – это к длиной дороге, если не проглотят незаметно. Обычай «щедровать» до сих пор сохранился в донских станицах.
Под Старый Новый год настает пора гаданий. Сегодня, как и много лет назад, тусклым пламенем мерцают свечи, а девушки в зеркалах «высматривают» суженых. Наиболее опасным гаданием считается, когда ровно в полночь на столе в стакан воды перед зеркалом опускается кольцо. Лицо суженого должно появиться в отражении, при появлении которого нужно быстро отвернуться от зеркала. Еще перед сном девушки под подушку прятали записки с мужскими именами: с каким именем бумажку достанет, так и будет зваться муж. Также перед сном брали три сапога: в один клали хлеб, в другой – лук, в третий – кольцо. Утром, не глядя, брали один из них. Если в нем было кольцо – это к замужеству, если хлеб – к достатку, ну а лук – к слезам.
Святая вода от грехов людских
Считается, что в Святки по белу свету гуляет всякая нечисть – Бог, празднуя появление сына, отпирает ворота ада и позволяет «попраздновать бесям» на земле рождение Христово. Сколько историй о встречах с чертями и ведьмами можно услышать в донских станицах! Да таких, что невольно где-то в уголке души веришь в их правдивость. Поэтому, ограждая дома и дворы от нечистой силы, ставят углем или мелом над дверями и окнами знак креста.
Святки заканчиваются Крещением Господним. Существует поверье, что в полночь с 18 на 19 января в прорубь сходит Дух Святой. На Дону до сих пор вырубают большие крестообразные проруби и ставят крест. Многие казаки в Крещение приезжают в древнюю столицу казачества – Старочеркасск, где находится мужской монастырь, и купаются в реке после литургии. Считается, что омовение холодной водой в этот день «смывает грехи». А вода, освящаемая в церкви накануне праздника Богоявления, исцеляет и от сглаза, и от всех других недугов. Пройдитесь по станице – и вы не найдете ни одного дома, где бы не было освященной воды, которая может стоять годами и не портиться.
Рождественские застолья
Перед главными праздниками Святок – Рождеством, Старым Новым годом и Крещением – донские казаки готовили специальные блюда, главное из которых кутья. Рецепт ее прост: пшеницу, желательно горновку, промывают, заливают холодной водой, дают набухнуть 1–2 часа и варят до мягкости. Отвар сливают, разводят в нем мед, охлаждают и заливают этим «сочивом» сваренную пшеницу.
Взвары – компоты – варят из сухофруктов: яблок, груш, сушеных слив. На Дону взваром заливают и сваренную пшеницу, получается очень вкусная кутья. Бывает на праздничном столе и запеченный в тесте окорок. Для того чтобы он был вкусным, надо пару часов проварить его в воде, затем остудить, посолить, посыпать разными специями, а чесноком не только натереть, но кусочки его вдавить поглубже в кожицу. После хозяйки раскатывают огромную лепешку, тщательно заворачивают в нее окорок и запекают в духовке до тех пока, пока не зарумянится, – за милую душу гости съедают не только мясо, но и тесто.
К празднику стараются подать поросенка, который символизирует богатство и благополучие, счастье в будущем году. Неизменно остаются на казачьем столе пироги – с рыбой, мясом, капустой и, конечно же, сладкие, с распаренными сухофруктами. На угощение, как водится, жаренная с лучком картошечка, соленые огурчики, помидоры и капуста – все из собственных запасов, по своим, прабабкиным, рецептам сготовленные.
В старину в дни Святок состоятельные граждане старались как-то помочь бедным – давали одежду или продукты. Сегодня на Дону эта традиция возрождается – горожане, среди которых много не только состоятельных граждан, но людей пожилого возраста, выкраивающих копейки из своих скромных пенсий, жертвуют деньги на благотворительность.
Ростов-на-Дону