Президент России Владимир Путин внес в Госдуму федеральный закон о договоре между РФ и Татарстаном. Этого события Татарстан ждал целых три года. Несмотря на заверения татарского спикера Фарида Мухаметшина, утверждавшего, что договор между Татарстаном и РФ будет подписан, мало кто верил, что документ пройдет свой путь до победного конца и будет подписан раньше, чем аналогичный договор с Чечней.
Стороны договорились регулировать использование водных ресурсов, Татарстан в пределах своих полномочий осуществляет международные и внешнеэкономические связи с субъектами РФ и административно-территориальными образованиями иностранных государств. В документе также определены два государственных языка – русский и татарский, и высшее должностное лицо обязано знать оба, за что особенно боролась татарская сторона. Отмечено и право жителей Татарстана получать паспорт с местным вкладышем.
Как полагает заведующий кафедрой политологии Казанского госуниверситета профессор Мидхат Фарукшин, договор «будет скорее формой для сохранения определенного имиджа республики. По существу, там нет ничего, за что боролась политическая элита Татарстана в 90-е годы: там нет изменений в пользу республики межбюджетных отношений, нет никаких положений, которые признавали бы даже ограниченный суверенитет».
«От первого договора остались только рожки и ножки, – говорит сопредседатель Всетатарского общественного центра Юнус Камалутдинов. – Мы настаивали на конфедерации, а договор был подписан между РФ и Республикой Татарстан фактически в составе Федерации. А сейчас и Федерации нет. Есть вертикаль власти, в которую встроена Республика Татарстан».
Казань