Сергей Катанандов, переназначенный в пятницу главой Карелии, выстраивает в республике свою вертикаль власти.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Реформа местного самоуправления в Карелии только началась, а уже вызвала рост оппозиционных настроений в республике. Карелия вошла в число тех российских регионов, которые не стали откладывать выборы глав муниципалитетов и депутатов советов новообразованных поселений, как предусматривается Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Очередным шагом реформы предусмотрено формирование органов власти муниципальных округов на уровне районов. Смена действующих райсоветов и глав местных администраций должна была состояться в апреле, но с учетом реформенных трудностей выборы перенесены снова на октябрь. Однако они могут вовсе не состояться.
Дело в том, что федеральный закон допускает вместо проведения прямых выборов депутатов районных советов и глав территорий иную форму организации структур местной власти: а именно – делегирование в состав представительных органов муниципального округа уже избранных глав и депутатов поселений, которые сами могут выбрать своего руководителя и назначить по конкурсу мэра, как наемного управленца.
Такому варианту развития событий возникла оппозиция в депутатском корпусе ряда районов. В первую очередь это Лахденпохский, Олонецкий и Пряженский районы. Причем в первом из них против отмены прямых выборов выступает мэр района Михаил Максимов. Претензии выдвигаются в адрес карельского правительства, лично губернатора Сергея Катанандова и регионального отделения партии «Единая Россия», которых и считают инициаторами упомянутого способа реформы.
Местная оппозиция полагает, что новый порядок чрезмерно укрепит властную вертикаль, поскольку в этом случае правительство Карелии получит сильные рычаги влияния на муниципалитеты. Ведь в состав их руководства в большинстве своем войдут представители «Единой России», с заметным перевесом выигравшие состоявшийся ранее этап выборов в поселениях.
Оппоненты власти считают, что предложенная инициатива нарушит одну из статьей федерального закона о местном самоуправлении, согласно которой вариант формирования райсоветов без проведения выборов может состояться «не ранее чем через два года со дня начала работы» сформированного на выборной основе «представительного органа муниципального района». Значит, действия республиканской власти могут быть опротестованы в суде, если найдутся истцы. А они, конечно же, найдутся.
Скандал в политических кругах Карелии вызвала и инструкция «О порядке действий по формированию органов местного самоуправления муниципального района». В ней были расписаны не только конкретные шаги, но также предельные сроки движения обсуждаемой «инициативы снизу». Кстати, вариант с отменой прямых всеобщих выборов возможен только в том случае, если депутаты не менее двух третей советов поселений его поддержат и проведут соответствующие юридические поправки в уставы муниципальных районов. Причем сделать это нужно за два месяца до назначенных на 8 октября 2006 года выборов.
Но работа в этом направлении уже началась. Ею занимается начальник организационного управления администрации главы Республики Карелия Александр Темнышев. Представители созданной им рабочей группы побывали буквально во всех районах и даже поселениях республики, разъясняя плюсы упомянутого варианта действий. Но право выбора остается здесь за депутатами поселений. Их самостоятельность гарантирована законодательством.
Что же касается упрека в преждевременности возможного введения нового порядка формирования райсоветов и назначения глав местных администраций вместо избрания их прямым голосованием, Александр Темнышев заявил: «Эта норма справедлива только для Прионежского района, где райсовет был избран вместе с поселенческими органами местного самоуправления в октябре прошлого года. В других районах Карелии советы не переизбирались и действуют значительно дольше двух лет».
Между тем недовольство населения управленческими проколами и недостаточным финансированием насущных муниципальных нужд постоянно подпитывает протестные настроения, возбуждает движение во власть активных людей, не во всем согласных со сложившейся практикой распределения и расходования бюджетных средств. В итоге в самих муниципалитетах уже растет недовольство реформой местного самоуправления, в результате которой усилилась административная неразбериха, да и финансирования не прибавилось.
Интересно сейчас заглянуть в более отдаленное будущее. Представим, что составляющие большинство в поселенческих советах единороссы, сформировав районные представительные органы и назначив вместе с губернаторской администрацией новых мэров, к концу срока своих полномочий не оправдают надежд избирателей. Если к тому времени в глубинке вырастут альтернативные политические силы, их представители так же легко смогут захватить командные высоты не только в поселениях, но и в окружных муниципалитетах.
Петрозаводск