Китайская кухня в России становится все более популярной.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Население Приморья и Дальнего Востока медленно, но верно сменяется «лицами китайской национальности». По данным миграционных служб и правоохранительных органов края, за последние десять лет население Дальнего Востока уже сократилось на 11%. Причем 95% отрицательного миграционного сальдо составляет трудоспособное население, выезжающее в западные регионы страны. Те, кто остается, стараются перебраться в крупные города – Владивосток, Уссурийск, Находку, – обнажая и без того малозаселенные территории. Брошенные земли тут же осваиваются гражданами КНР, Вьетнама и Республики Корея.
Сегодня в Приморье действуют 5 крупных агрофирм, принадлежащих южнокорейским предпринимателям. На них трудятся более двух тысяч китайских фермеров. И конкурировать с ними уже бесполезно и бессмысленно. Отчасти это признает и губернатор края Сергей Дарькин, заявивший в прошлом году, что край нуждается в трудовых резервах и будет привлекать иностранную рабочую силу. Правда, в сельском хозяйстве, как и в торговле, трудится только каждый пятый легальный гастарбайтер из Китая. Большая часть – около 40% – заняты в строительстве.
В 2005 году в краевую службу занятости поступило более 250 заявок на приглашение 18 тысяч иностранцев, что на 8 тысяч больше, чем годом ранее. Но, как полагают силовые структуры, это только верхушка айсберга. Большая часть китайских мигрантов работают в крае нелегально. Не случайно, по данным Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, на территории КНР находится около 270 фирм, занимающихся поставкой в Россию и Дальневосточный регион нелегальных работников.
Несмотря на жесткие штрафные санкции в случае обнаружения на предприятии нелегальной рабочей силы – до 200 тыс. руб. – российские работодатели предпочитают рисковать, поскольку этот риск с лихвой окупается полученной прибылью. Так, каждый китайский гастарбайтер, работающий на добыче и переработке морепродуктов, приносит своим работодателям (китайской «турфирме» и российскому предпринимателю) в среднем 500 долл. в месяц. Китайской стороне достается 30%, российской – 70%. По оценкам экспертов, только по неуплаченным налогам от нелегальной деятельности мигрантов бюджет края ежегодно теряет около 300 млн. рублей.
В последнее время китайские фирмы в приграничных районах Приморья создают фиктивные крестьянские хозяйства. Цель проста – получение дополнительных квот и последующее увеличение количества иностранной рабочей силы. Руководители отдельных приграничных районов предпочитают на это закрывать глаза. Понять их нетрудно – работать сегодня на селе практически некому.
У правоохранительных органов вызывает тревогу тот факт, что вместе с нелегалами в Приморье укореняются и элементы теневой экономики Китая. В частности, за прошедшее десятилетие представители организованной преступности Китая успели не только поделить мирным путем сферы влияния, но и наладить взаимовыгодное сотрудничество. Сегодня, к примеру, весь легальный и нелегальный бизнес, который ведут на территории края граждане КНР, целиком контролируется китайским криминалитетом. Однако, полагают в правоохранительных органах, паритет продлится недолго, столкновение между российским и китайским криминалом неизбежно.
Владивосток